Применение
Модификация трактора ЮМЗ-6 с экскаваторным оборудованием получила широкое распространение среди отечественного потребителя. Несмотря на то, что машины довольно давно сняты с производства, техник продолжает работать в хозяйствах различной направленности.
Изначально модель ЮМЗ-6КЛ с 65-сильным двигателем и экскаваторным оборудованием предназначалась для использования в строительстве и коммунальной сфере. Сравнительно небольшие габариты и высокая производительность стали залогом успеха машины в России. К тому же, экскаватор ЮМЗ-6 имеет неоспоримое преимущество перед западными аналогами, и это преимущество — его цена.
Адаптированный для сельского хозяйства трактор на базе ЮМЗ-6КЛ стал пригодным для пропашных работ, сборки урожая, планирования и подготовки полей, посева и транспортировки грузов в агрегате с сельскохозяйственными и промышленными машинами.
Одноковшовый неполноповоротный универсальный
экскаватор ЭО-2621 смонтирован на шасси колесного трактора .
Поворотной частью и рабочим оборудованием управляют с помощью
. В качестве рабочего оборудования на нем применяют:
- прямую или обратную лопату
- грейфер и вилы.
Прямой лопатой:
- разрабатывают грунт в мелких забоях
- зачищают дно и стенки котлована
- грузят сыпучие и кусковые материалы.
Обратной лопатой:
- копают траншеи для укладки кабеля, хранения корнеклубнеплодов
- роют небольшие котлованы.
- грузят штучные материалы
- укладывают трубопроводы
- корчуют мелкие пни
- ставят столбы
- сажают деревья средних размеров
- выполняют монтажные работы при ремонте машин.
Ковшом грузят материалы с малой плотностью, вилами — мусор, стальную стружку и другие грузы массой до 400 кг
К трактору прикреплены обвязочная рама
ирама бульдозерного оборудования . На раме установлена поворотная колонка, к которой прикреплена стрела.
Поднимают и опускают стрелу с помощью гидроцилиндра. Рукоять с ковшом поворачивается с помощью гидроцилиндров. Ковш поворачивается относительно нижнего шарнира рукояти гидроцилиндра.
Экскаватор оборудован отвалом , который служит также противовесом.
Для повышения устойчивости во время копания экскаватор снабжен выносными опорами
с гидравлическим приводом. Управляют экскаватором из кабины с помощью гидрораспределителей.
Для установки обратной лопаты ковш устанавливают зубьями наружу и с помощью дополнительных тяг
закрепляют на нижней вилке рукояти. Штоки гидроцилиндров крепят к нижнему кронштейну рукояти. Днище ковша шарнирно соединено с его корпусом и с помощью гидроцилиндра может открываться для разгрузки.
Корпус поворотной колонки с рабочим оборудованием поворачивают с помощью цепи
, огибающей звездочку. Концы цепи соединены со штоками двух гидроцилиндров одностороннего действия.
При включении одного из них шток через цепь поворачивает в соответствующую сторону корпус поворотной колонки.
1 — отвал бульдозера; 2 — гидроцилиндр отвала бульдозера; 3 — рама бульдозера; 4 — топливный бак; 5 — трактор; 6 — бак гидросистемы; 7 — насосная группа; 8 — кабина; 9 — рама; 10 — сиденье; 11 — распределители; 12 — механизм поворота; 13 — гидроцилиндр рукояти; 14 — рукоять; 15 — гидроцилиндр ковша; 16 — ковш; 17 — гидроцилиндр стрелы; 18 — стрела. 19 — соединительные трубопроводы; 20 — поворотная колонка; 21 — гидроцилиндры; 22 — выносная опора.
Устройство
Спецтехника выпускается в продажу в двух сборках:
- «Стандарт». Рабочий диапазон температур -40°С/+40°С, отлично справляется с работой в холодных климатических условиях.
- «Тропический». Рабочий диапазон температур -20°С — +55°С, подходит для работы в тропическом климате.
Каждая сборка состоит из 3 основных частей:
Поворотная платформа с капотом и механизмами. На ней размещены:
- двигатель;
- привод поворота;
- гидрооборудование (трубопроводы и т. п.)
- кабина водителя (в неё находится система управления спецтехникой);
- Гусеничная тележка;
- Рабочее оборудование;
Ходовая часть экскаватора состоит из:
- сварной рамы;
- гусеничных лент;
- двух приводов гусениц;
- колёс с функцией сдавания;
- поворотной опоры (крепится к раме):
- катков;
В стандартной комплектации экскаватора идут 2 аккумуляторных батареи, генератор, стартер, а также обычные для спецтехники сигнализаторы:
- температуры;
- уровня топлива;
- тока;
- давления;
Нужно отметить, что система автоматического контроля работает как часы и моментально сигнализирует о каких-либо отклонениях от нормы.Рассматривая стандартную комплектацию, можно заметить множество достоинств, таких как:
- Приспособленность к суровым российским зимам.
- Приспособленность к работе в условиях повышенной влажности и температуры («тропическая» сборка).
- Удобная кабина с широким обзором, обогревателем с функцией обдува переднего стекла.
- Изготовленные на российских заводах комплектующие. Это снижает затраты на техническое обслуживание.
- Прочность и надёжность. Стрела, рама и рукоять экскаватора выполнены из легированной стали, имеющей класс прочности 390.
Экскаватор ЭО-5126 разрабатывался на основе конструкторских бюро Министерства обороны, потому сбалансирован в характеристиках, надёжен и выдерживает экстремальную эксплуатацию.
Габаритные размеры
Характеристика (в транспортном положении) | Значение |
Масса | 32 т. |
Длина | 10,4 м |
Ширина (гусеницы 600 мм) | 3,17 м |
Ширина (гусеницы 900 мм) | 3,47 м |
Высота | 3,1 м |
Ширина поворот. платформы | 3,04 м |
Характеристики ковша:
Тип – базовый, землеройный ковш. Объем устанавливаемого ковша – 1.45 кубических метра. Наибольший объем устанавливаемого ковша – 1.8 кубических метра.
Тип – траншейный ковш. Объем устанавливаемого ковша – 0.8 кубических метра.
Тип – усиленный землеройный ковш. Объем устанавливаемого ковша – 1.25 кубических метра.
Устройство
Одноковшовый экскаватор «ЭО-3322» состоит из следующих основных составных частей и сиcтем: пневмоколёсного ходового устройства, поворотной платформы, рабочего оборудования, гидравлической системы, системы пневмоуправления, электрического оборудования.
Пневмоколёсное ходовое устройство экскаватора, выполненное на двух ведущих мостах, обеспечивает скорость передвижения до 20-ти км/ч на рабочих площадках и по дорогам, а также возможность буксировки экскаватора тягачом. Передний мост – управляемый, на одинарных шинах, балансирно крепится к ходовой раме.
Задний мост — неуправляемый, имеющий двойные шины, жёстко соединённый с ходовой рамой.
Привод мостов осуществляется от низкомоментного гидромотора через коробку перемены передач и карданные валы. Во время произведения земляных работ для повышения устойчивости экскаватор опирается на откидные опоры и опору-отвал.
Поворотная платформа крепится к опорно-поворотному устройству, смонтированному на ходовой раме. На поворотной платформе установлены: дизельный двигатель, топливный бак, механизм поворота, кабина, отопительно-вентиляционная установка, гидравлическое оборудование (гидробак, гидрораспределители, маслоохладительная установка), элементы электрооборудования и пневмооборудования, контр-груз. Рабочее оборудование экскаватора устанавливается в проушинах поворотной платформы и крепится с помощью пальцев.
Рабочее оборудование
Экскаватор «ЭО-3322» оборудован стандартным ковшом в 0,5 кубометра, зафиксированным на обратной лопате. Помимо данного ковша «штатного» размера с этим экскаватором используется ковши объемом в 0,2; 0,4, 0,65 и 0,8 кубометра, что облегчает работы по погрузке сыпучих материалов или взрыхленного грунта. Опора-отвал существенно расширяет технологические возможности экскаватора «ЭО-3322», обеспечивая ему возможность засыпки траншей, ям и планирования небольших участков поверхности.
Также экскаватор совмещается и с другими типами навесного оборудования, а именно:
- с различными моделями рыхлителей, относящихся к статическому типу – для предварительной разработки особо твердых грунтов (каменистых, мёрзлых, скальных);
- с гидравлическим молотом «СП-71» и аналогичными;
- с 5-ти челюстным ковшом в 0,5 или 0,35 кубометра;
- с удлинённой рукоятью;
- с 2-х челюстным грейферным ковшом объёмом в 0,5 или 0,32 кубометра.
Сохранившиеся на данный момент на вторичном рынке спецтехники экскаваторы «ЭО-3322» зачастую могут быть оснащены «неродными» элементами и узлами конструкции, гораздо более новых выпусков; а также более мощным гидравлическим оборудованием и т.д. Эти самодельные нововведения, в совокупности с изначальной крепостью, надёжностью и функциональностью экскаватора дают ему возможность не уступать, а иногда даже превосходить по производительности новые образцы строительной и коммунально-хозяйственной экскаваторной спецтехники.
Кабина
На экскаваторе установлена цельнометаллическая кабина с большой площадью остекления, которое располагается, в том числе и ниже сиденья механизатора. Кабина экскаваторов «ЭО-3322» более поздних годов выпуска оборудована подрессоренным сиденьем, с изменяемым наклоном спинки. Положение сиденья можно регулировать по глубине и высоте.
Переднее стекло кабины может быть откинуто и зафиксировано в этом положении.
Дверь снабжена замком. На левой наружной стенке кабины имеется фиксатор для удержания двери в постоянно открытом положении. Пол кабины покрыт виброизолирующим ковриком из прочной резины.
Для обеспечения нормальных условий работы механизатора в кабине смонтирована отопительно-вентиляционная установка. Обогрев воздуха в кабине осуществляется благодаря циркуляции горячей воды от системы охлаждения двигателя к теплообменнику отопителя и обратно по рукавам. При включении вентилятора, воздух, находящийся в кабине, продувается через теплообменник. В тёплое время года поступление горячей воды в теплообменник прекращается с помощью запорного крана.
Для обеспечения доступа в кабину наружного воздуха необходимо с помощью рукоятки открыть заслонку отопителя. В случае отключения подачи охлаждающей жидкости отопитель кабины «ЭО-3322» можно использовать как обычный вентилятоp.
Чем может комплектоваться
Все модификации ЭО-3322 комплектуются ковшами, на выбор: 0,2; 0,32; 0,4; 0,5; 0,63; 0,8 м³ – для прямой и обратной лопаты. Модели Б, Д комплектуются:
1. грейферное оборудование:
- 2-челюстные ковши 0,32; 0,5 м³;
- 5-челюстные 0,35; 0,5 м³.
2. Гидронавесное:
- молот;
- рыхлитель;
- погрузчик
В зависимости от размеров и типа оборудования, может уменьшаться или увеличиваться производительность.
Технические характеристики
Габаритные размеры:
- длина – 4900 мм (без ковша);
- ширина – 2900 мм;
- высота – 3060 мм.
Прочие характеристики:
- Дорожный просвет – 942 мм.
- Скорость передвижения – 2,8 км/час.
- Производительность – до 150 кубометров/час.
- Число оборотов платформы в минуту – 6.
- Радиус, описываемый хвостовой частью платформы – 3,13 м.
- Емкость рабочего ковша – 0,65–1,5 кубометров.
Радиус / глубина копания:
- обратной лопатой – 9,2 / 5,8 м;
- прямой лопатой – 7,25 / 3,6 м;
- грейфером – 8,9 / 3,2 м;
- погрузчиком – 3,75 м.
Усилие на зубьях ковша – 14 200 кгс. Высота загрузки – 5 метров.
Масса:
- с прямой лопатой – 19,87 т;
- с обратной лопатой – 20,9 т;
- с грейфером – 20,9 т;
- с погрузчиком – 19,87 т.
Продолжительность цикла:
- с прямой лопатой и погрузчиком – 16 секунд;
- с обратной лопатой – 20 секунд.
Давление на грунт – 63,6 кПа.
Двигатель – дизельный:
- объём – 11,15 л;
- мощность – 135 л.с.;
- расход топлива–163 г/л.с.-ч;
- расход масла на угар – 0,3% к расходу топлива.
Габариты
Технические характеристики экскаватора ЭО 4121 позволяют отнести его к 4-й размерной группе. Это значит, что он предназначен для работы с ковшами ёмкостью 0,65—1,5 кубометров. Использование ковшей меньшего размера будет неэффективным, большего – приведет к перегрузке механизма. Длина экскаватора без ковша составляет 4900 мм, ширина – 2900 мм, высота – 3060 мм. Высота оси пяты стрелы – 2020 мм. Расстояние от оси пяты до оси вращения – 520 мм.
Двигатель
Экскаваторы ЭО-4121 комплектовали дизельными двигателями А-01 и А-01М, изготовленными на Алтайском моторном заводе. Перед разработчиками стояла задача сконструировать максимально простой по конструкции и неприхотливый мотор, который работал бы в широком температурном диапазоне и не требовал сложного и частого обслуживания. Результатом стал шестицилиндровый четырёхтактный безнаддувный дизель, который успешно выпускается до сих пор. Им комплектуются сельскохозяйственные и лесопромышленных тракторы, а также дорожно-строительная техника.
Схема экскаватора ЭО 4121
Каждый цилиндр был оснащён двухклапанным механизмом газораспределения. Цилиндры расположены в ряд, вертикально. Подача топлива в цилиндр обеспечивается непосредственным впрыском. Охлаждение – жидкостное. Для надежного запуска предусмотрен специальный одноцилиндровый пусковой двигатель «ПД-10У». Его мощность составляет 10 л. с. Для зимнего запуска мотор оснащен предпусковым подогревателем ПЖБ-300В. В условиях зимних разработок это обеспечило экскаватору надежную работоспособность.
Система была оснащена ТНВД золотникового типа, форсунками с многодырчатым распылителем и центробежным воздушным фильтром циклонного типа. В конструкции двигателя и топливной системы были применены ряд инноваций, что позволило поднять его моторесурс до 12000 моточасов.
Ходовая часть
Ходовая часть представляет собой гусеничный механизм. В отличие от более ранних моделей, каждая гусеница получала импульс от индивидуального гидромотора через редуктор. Натяжение гусеничной ленты обеспечивалось гидроцилиндром.
Конструкция гусениц из литых траков, с цевочными зацеплениями обеспечивала отличные показатели прочности и надёжности. Для использования на переувлажненных и слабых грунтах была предусмотрена возможность комплектации звеньями увеличенной ширины, позволявшими сократить давление на грунт.
Поворота платформы обеспечивал трехступенчатый редуктор, поворотная шестерня и гидромотор. Распределительные блоки золотников располагались за кабиной.
Кабина
Кабина оператора с современной точки зрения обладает минимальным набором удобств, однако для своего времени была прогрессивной. Разработчики позаботились о качественной вентиляции и отоплении, снабдили кабину превосходной тепло- и шумоизоляцией, а также мягким сиденьем с возможностью регулировки. Поглощение вибраций и ударов обеспечивалось за счет резиновых амортизаторов.
Выглядит экскаватор достаточно необычно – чтобы уравновесить кабину на поворотной платформе, пришлось расположить ее как можно дальше от двигателя. Это обеспечило экскаватору устойчивость и дополнительное усилие на ковш.
Гидравлическая система
Гидропривод рабочих органов долгое время был гордостью разработчиков – показатель в 250 кг/см был рекордным как для Советского Союза, так и для Европы. Конструктивно привод состоял из сдвоенного насоса, распределительной и предохранительной аппаратуры и рабочих органов. Гидронасосы устанавливались в едином корпусе и работали от дизельного мотора через редуктор. Распределительные блоки золотников были закреплены позади кабины.
Преимущества и недостатки
На фото ЭО 2621 выглядит как типовой советский трактор, но в отличие от многих моделей такого класса, экскаватор одноковшовый ЭО 2621 имеет преимущества, которыми эффективно пользуются малые и крупные хозяйства и предприятия.
- В первую очередь, это совокупность возможностей и цены, которая окупается максимально за 2 года, к этому можно прибавить срок эксплуатации, который поднимается выше указанного в нормативно–технической документации;
- Высокая ремонтопригодность и доступность запчастей;
- Оперативная смена рабочих органов на месте с использованием дежурных инструментов (без необходимости отгона в гараж);
- Экономичный двигатель и большой сцепной вес;
- Хорошо заводится при минусовых температурах.
К недостаткам можно отнести:
- Неприглядный внешний вид в сравнении с современной спецтехникой;
- Рабочее место не оборудовано гидравлическим устройством подъема и амортизацией.
{{ reviewsOverall }} / 5 Пользователей (1 Оценка)
Надежность
Удобство и комфорт
Ремонтопригодность
Ходовые качества
Количество отзывов Сортировать по: Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка
Будьте первым, чтобы оставить отзыв.
Проверенный отзыв
{{{ review.rating_title }}}
Показать еще {{ pageNumber+1 }}