СОДЕРЖАНИЕ
0
6
02 ноября 2019

Об истории одного из мощнейших «проходимцев» советской эпохи

На конвейере Кременчугского автозавода КрАЗ-255 «получил прописку» в июле 1967-го года, а днём начала его массового серийного производства стало 8 августа того же года. В 1975 году грузовику КрАЗ-255Б был торжественно присвоен Государственный Знак качества СССР – один из самых почётных и узнаваемых до сих пор знаков особого отличия советских времён. С 1967 до 1979 гг. производился КрАЗ-255Б, который отличался от последующих машин данной модели отсутствием раздельного привода рабочих тормозов.

Пик производства грузовых автомобилей данной модели пришёлся на конец 70-х / начало 80-х годов. Тогдашние объёмы производства находились на уровне 7,5-8 тысяч автомашин КрАЗ-255 в год. Заявленный предприятием рабочий ресурс КрАЗов-255 планомерно повышался: в первую пятилетку производства модели он составлял 80 тыс. км, у выпущенных в 1970-х годах – 125 тысяч километров, а вначале 1980-х годов был доведён до 140 тысяч км пробега.

Автомобили первых лет выпуска (до 1970-х годов) отличались также формой фар: на них размещались фары с отдельными корпусами обтекаемой формы, а поворотники – каплевидной формы – ставились отдельно от фар. Впоследствии светотехника была объединена: и фары, и указатели поворотов стали ставить в короба прямоугольной формы, металлические.

КрАЗ-255Б с раздельной светотехникой старого образца.

С учётом всех модификаций, за все годы выпуска – до окончательного снятия с производства в 1993-м году Кременчугским автозаводом было сделано 160 732 автомобиля семейства КрАЗ-255. Причём доля военных и гражданских машин была примерно равной: около 82 тысяч грузовиков и шасси завод поставил в Советскую армию и армии дружественных стран; остальные ыли предназначены для использования в различных отраслях хозяйства. На экспорт за годы выпуска ушло около 30-ти тысяч автомобилей. Их поставили в более чем 50 стран на всех континентах Земли (за исключением Австралии).

Неприхотливый, надёжный и невероятно живучий грузовик отлично проявил себя в любых экстремальных природно-климатических и дорожных условиях, от Крайнего Севера до африканских и азиатских пустынь. Он участвовал в боевых действиях и миротворческих миссиях, ликвидации последствий различных природных и техногенных катаклизмов, освоении и разработке месторождений в труднодоступных районах Севера, Сибири, Дальнего Востока.

КрАЗ-257: предшественники, история модели и преемник

Модель КрАЗ-257 была разработана в первой половине 60-х годов в качестве замены КрАЗ-219 (копии ЯАЗ-219); в серийное производство она запущена в 1965-м году. 257-й КрАЗ стал не просто глубокой модернизацией 219-го, но качественно новой, и весьма прогрессивной для того времени автомашиной – с передовым, более мощным и экономичным дизелем ЯМЗ-238 + пятиступенчатой коробкой передач.

КрАЗ-257, бортовой автомобиль общего назначения, разрабатывался и запускался в серийное производство параллельно с самосвалом КрАЗ-256 (который пришёл на смену КрАЗ-222 (ЯАЗ-222) и с седельным тягачом КрАЗ-258 (что заменил КрАЗ-221). В этих новых моделях был успешно преодолён целый ряд типичных «КрАЗовско-ЯАЗовских» наболевших проблем.

В частности: недостаточная мощность прежнего двухтактного дизеля; малоэффективные рычажные амортизаторы передней подвески; слабая звукопоглощаемость глушителя. Новое семейство стало и гораздо более производительным, в сравнении с «КрАЗовско-ЯАЗовским». Общая масса машины была снижена на 300 килограммов, это при одновременном увеличении грузоподъёмности с 10-ти до 12-ти тонн.

КрАЗ-219 – предшественник 257-го.

Новые широкопрофильные колёса и шины получили централизованную регулировку давления воздуха. Система электрооборудования тоже была обновлена, на грузовик учтановили две аккумуляторные батареи 6СТЭН-140М. Эти батареи меньше весили и были меньше по габаритам.

Серьёзной модернизации, с учётом всего опыта эксплуатации в суровых условиях, автомобиль подвергся в 1977 году. Был проработан заново и получил увеличенный рабочий ресурс двигатель КрАЗа – ЯМЗ-238. Обновлённый вариант грузовика, который получил модернизацию тормозной системы и выпускался далее до самой середины 90-х годов, получил наименование КрАЗ-257Б1.

В первой половине 80-х годов в конструкцию автомобилей  КрАЗ-257 внесли ещё ряд прогрессивных изменений. В частности, освоили новую конструкцию осей балансирных подвесок, разработанную инженерами КрАЗа в сотрудничестве с Днепропетровским металлургическим институтом (заменили ось сплошную – на ось, изготовленную из толстостенной стальной трубы). Это, вкупе с изменением марки материала, позволило увеличить ресурс детали с 1,265 млн. до 1,383 млн. циклов нагружения.

В конструкции грузовой платформы перешли от использования горяче-катаного метало-листа толщиной три миллиметра к применению холодногнутых профилей толщиной 2,5 мм. Это повысило прочность и жёсткость платформы, снизило её массу на 34 кг и уменьшило расход металла. Рулевые колёса стали изготавливать не из ацетобутиратцеллюлозного этрола, а из морозостойкого полипропилена «Сильпон-IV».

КрАЗ-257Б1 выпускался в Кременчуге вплоть до 1995-го года, даже будучи уже безнадёжно устаревшим как в моральном, так и в технологическом смысле. Поскольку спрос на данную машину, прежде всего в регионах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока сохранялся стабильный, и доверие к этой мощной, надёжной и безотказной машине было безграничное.

Современным преемником КрАЗ-257 в линейке продукции завода является также трёхосный 6х4 грузовой автомобиль КрАЗ-6505. Он имеет грузоподъёмность уже 18 тонн. Выпускается с 1997 года; ранее комплектовался дизельными двигателями ЯМЗ-238ДЕ. В настоящее время – китайскими дизелями Камминз L-360. Заводской индекс 6х4 КрАЗовского автомобиля сейчас КрАЗ-65053, а его штатная грузоподъёмность составляет уже 20 тонн.

Этот седельный тягач стал одним из первых и одним из лучших советских автомобилей в своем классе

Тягач КрАЗ 258 стал родоначальником седельных тяжеловозов в Советском Союзе. Его массовый выпуск автозавод начал в 1966 г. и продолжал включительно до 1977 г.

Принципиальное назначение этого грузовика состоит в транспортировании грузов прицепами повышенной вместимости. Отличные функциональные показатели, значительная маневренность и исключительная надёжность конструкции данного тяжеловоза обуславливает благополучное выполнение поставленных целей. Технические характеристики трехосного грузовика КрАЗ 258 предусматривают наличие пары ведущих сдвоенных задних осей. Трехместная кабина тяжеловоза отличается капотным компонованием, деревянным корпусом и обшивкой из металла.

Силовая установка этой модели КрАЗа включает 8-цилиндровый, V-образный, 14,9-литровый дизельный двигатель типа ЯМЗ-238, с предельной мощностью 240 л.с. и емкостью 15 литров. Дизель оснащен предпусковой функцией прогрева. Коробка передач КрАЗ 258 – 5-ступенчатая механика. Стандартное расходование топлива равно 50,9 л/100 км. Тягач марки КрАЗ 258 имеет грузоподъемность 12 т, общий снаряженный вес – 23,3 т. Дорожная формула грузовика составляет 6х4. Тягач оснащен дисковыми колесами с камерными шинами.

Это интересно: Устройство и технические характеристики бортового краз-257

Внешность

Хоть дизайн и не стоит на первом месте при разработке, но внешне выглядит КрАЗ-260 довольно строго и брутально. Как и предшественник, модель 260 напоминает собой крокодила с мощными крыльями и массивным суженным капотом. Фары спрятаны в металлический бампер. А на крыльях расположены поворотники и габаритные огни (что примечательно, они помещены в единый корпус).

Отличительной чертой военного КрАЗа стали широкие колеса. Они более крупные, чем на КамАЗах, что дает машине превосходную проходимость. На 260-ю модель устанавливались разные грузовые платформы. Изначально это был тентованный бортовой каркас. Но как мы уже сказали ранее, частные владельцы переделывают кузова и ставят манипуляторы, краны, контейнеры без крыши (для перевозки зерна) и так далее.

Кабина на советском грузовике КрАЗ-260 надежно защищена от коррозии. На металле очень толстый слой краски. Даже спустя 30 лет можно встретить негниющие экземпляры.

Устройство и технические параметры

Тягач создан на основе бортового грузовика модели 257, собиравшегося на Кременчугском автомобильном заводе. Машина оснащена лестничной рамой с укороченными лонжеронами, изготовленными из швеллера. Буксировочный крюк на задней поперечине не устанавливался, имеется только вилка, предназначенная для вытаскивания застрявшего тягача. Вилка жестко установлена в поперечине.

Передний мост 2-таврового сечения, оснащен поворотными кулаками. Подвеска состоит из многолистовых рессор и гидравлических амортизаторов. Концы рессор размещены в резиновых подушках. Тележка задних мостов оснащена балансирной подвеской с реактивными штангами. Концы задних рессор свободно скользят по специальным поверхностям на картерах полуосей.

На грузовиках использовался 8-цилиндровый атмосферный дизель ЯМЗ-238 нескольких модификаций, которые отличались мощностью. Мотор имеет чугунный блок цилиндров с углом развала 90°. Впускные коллекторы установлены в развале рядов цилиндров. Подача топлива выполняется 8-плунжерным насосом высокого давления. Двигатели оснащены 2-дисковым сцеплением с механическим приводом и автоматическим регулятором зазора.

Крутящий момент преобразуется при помощи 5-скоростной коробки передач и 2-ступенчатого раздаточного редуктора. Между агрегатами располагается короткий карданный вал. Переключение ступеней осуществляется при помощи рычагов, установленных в кабине.

От раздаточного редуктора идут 2 карданных вала, которые прикреплены к фланцам главных передач ведущих мостов. В состав передачи входят пары конических и цилиндрических зубчатых колес. Суммарное передаточное число ступеней редуктора составляет 8,21. В конструкции моста имеется дифференциал конического типа, оснащенный 4 сателлитами.

Барабанная тормозная система имеет разделенный по осям пневматический привод. Дополнительно установлен моторный замедлитель, размещенный в выхлопном канале. На тягаче установлен дополнительный кран, позволяющий управлять тормозными механизмами полуприцепа. Узел размещен с правой стороны на каркасе сиденья водителя.

На лонжероне рамы имеется клапан управления 2-проводной системой тормозов, обеспечивающий замедление автопоезда как при воздействии на педаль, так и при ручном открытии крана. Еще одним отличием тормозной системы тягача является применение 5 ресиверов для сжатого воздуха. На одном баллоне имеется кран отбора сжатого газа, используемый для накачки шин или для других целей.

Технические характеристики и размеры тягача:

  • масса полуприцепа с грузом — 30000 кг;
  • нагрузка на седло — не более 12000 кг;
  • вес снаряженного тягача — 9110 кг;
  • конструкционная скорость (с полной нагрузкой) — 68 км/ч;
  • расход топлива (при скорости 50 км/ч) — 50 л на 100 км пути;
  • длина — 7180 мм;
  • ширина — 2630 мм;
  • высота (по сигнальным фонарям на крыше кабины) — 2670 мм;
  • дорожный просвет — 290 мм.

Седельное устройство является полуавтоматическим, оснащено 2 захватами и запорным элементом. Узел может качаться в продольной и поперечной плоскостях. Конструкция седла допускает отклонение полуприцепа от продольной плоскости на 100° в обе стороны. На раме имеется специальный упор, предназначенный для облегчения процедуры сцепки и расцепки тягача и полуприцепа. На крыше кабины смонтированы 3 сигнальных фонаря, оснащенных рассеивателями оранжевого цвета.

Устройство

Для КрАЗа-260 свойственна капотная компоновка. На платформе для транспортировки располагаются откидные скамейки, дуги и тент. Сама она сделана из прочного металла и дополнена бортом, открывающимся с задней стороны. Для модели доступно использование разных типов кузовов, что делает ее более универсальной.

Благодаря полноприводной системе проходимость автомобиля существенно возросла. Этому также способствовала новая система контроля давления в шинах, односкатная ошиновка и короткие свесы.

Модель оснащена двухдисковым сцеплением с сухой спецификой. Привод данного узла составляют главный и рабочий цилиндры, подвесная педаль, пневматический и гидравлический приводы. Для этого элемента важен контроль объема тормозной жидкости и состояния поршней и манжеты.

Раздаточная коробка КрАЗа-260 размещена за коробкой передач. Для соединения здесь используется карданный вал малых размеров. Элемент подвешен на три опоры с применением резиновых подушек и кронштейнов. Раздаточная коробка включает две передачи и представляет собой редуктор со специфическими цилиндрическими шестернями и тремя валами.

Карданная передача грузовика имеет 4 карданных вала, объединяющих коробку передач и раздаточную коробку. Они отличаются посадочными местами деталей и размерами.

Конструкция КрАЗа-260 предусматривает промежуточный, задний и передний ведущий мосты. Различия между ними проявляются в основной передаче, деталях привода, вале ведущей шестерни и картере. Главным предназначением переднего ведущего моста является подача усилия на колеса через главную передачу и шарниры угловых скоростей.

КраЗ-260 на бездорожье

https://youtube.com/watch?v=ygN3bTCvMjA

Тормоза модели имеют барабанное строение. При применении стояночного тормоза включаются пружинные энергоаккумуляторы. Вспомогательный тормоз имеет пневмопривод.

Кабина КрАЗа-260 сделана из цельнометаллического листа. Она вмещает до трех человек и оборудована вентиляцией и системой отопления. Водительское кресло регулируется по высоте. Также доступно управление углом наклона и расстоянием до руля. Сиденье имеет гидравлический амортизатор и подрессоренную конструкцию. Рулевой механизм с гидроусилителем позволяет легко управлять тяжелым грузовиком.

На крыше автомобиля установлена фара, выполняющая функцию искателя. В базовую комплектацию также входит радио.

КрАЗ-258Б1 1987-93 тягач белый (Наш Автопром)

КрАЗ 258 один из первых, и уж точно один из лучших, советских седельных тягачей своего времени. Первые автомобили этой модели сошли с кразовского конвейера в 1965 году. В 1977 году КрАЗ 258 был снят с производства. С 1977 по 1994 годы выпускался модернизированный вариант КрАЗ-258Б1, отличавшийся наличием раздельного привода тормозов и рядом других мелких усовершенствований. Не смотря на то, что последний КрАЗ 258 был выпущен много лет назад, он до сих пор находится в строю и активно эксплуатируется в различных отраслях промышленности. Базой для создания этого автомобиля стал бортовой КрАЗ 257, который в свою очередь был наследников модели КрАЗ 219.

КрАЗ 258: технические характеристики

Грузоподъемность седельного тягача КрАЗ 258
составляет 12 тонн, полная снаряженная масса 23,3 тонны. Тягач имеет
дорожную формулу 6х4, оборудован дисковыми колесами с камерными,
камерными шинами. Размерность колес автомобиля составляет 12.00-20.
Грузовик оборудован серьезным V-образным, восьмицилиндровым, дизельным
движком ЯМЗ-238, мощностью 240 лошадей и рабочим объемом почти 15
литров. Передняя подвеска автомобиля выполнена в виде двух
полуэллиптических рессор, установленных на резиновых подушках, и
амортизаторов. Задняя подвеска балансирная, с двумя полуэллиптическими
рессорами, которые имеют скользящие концы. Тормозная система имеет
барабанный механизм. Диаметр барабана 44 см., ширина передних тормозных
накладок 9 см, ширина задних тормозных накладок 12 см. Разжим колодок
производится посредством кулачкового механизма, пневмоприводом с двумя
контурами. Один контур работает на передний и средний мост, второй
контур – на задний мост автомобиля. Помимо этого грузовик имеет
стояночный тормоз (барабанный, трансмисиионный). Стояночный тормоз
смонтирован на концевом валу раздаточной коробки и предназначен для
блокировки только заднего моста.

Раздаточная
коробка 258-го имеет межосевой блокируемый дифференциал и две передачи.
Передаточное число высшей передачи составляет 1,23, на пониженной 2,28.
Управление работой раздаточной коробки происходит двумя рычагами в
кабине. Объем топливного бака КрАЗа 258 составляет 165 литров, что
позволяет ему, при среднем расходе топлива в 39 литров на сотню (на
оптимальной скорости движения, которая составляет 60 км/час) без
дозаправки преодолевать расстояние порядка 400 километров.

1966–1977 1977–1989

расположение руля слева

количество дверей
2

конструкция рамная

название ЯМЗ

расположение спереди, продольно

материал блока чугун

цилиндры/клапаны V8/2

топливо дизель

охлаждение жидкостное

привод задний

коробка передач МКПП (ЯМЗ)

тип передней подвески (уст.) Зависимая, балка

тип задней подвески (уст.) Зависимая

Система «старт-стоп» нет

ABS нет

передние тормоза

тип барабанные

задние тормоза

тип барабанные

место производства Кременчуг, УССР

1966–1977 1977–1989

расположение руля слева

количество дверей 2

конструкция рамная

название ЯМЗ

расположение спереди, продольно

материал блока
чугун

цилиндры/клапаны V8/2

топливо дизель

охлаждение жидкостное

привод задний

коробка передач МКПП (ЯМЗ)

тип передней подвески (уст.) Зависимая, балка

тип задней подвески (уст.) Зависимая

Система «старт-стоп» нет

ABS нет

передние тормоза

тип барабанные

задние тормоза

тип барабанные

место производства Кременчуг, УССР

1966–1977

расположение руля
слева

количество дверей 2

конструкция рамная

название ЯМЗ

расположение спереди, продольно

материал блока чугун

цилиндры/клапаны V8/2

топливо дизель

охлаждение жидкостное

привод задний

коробка передач МКПП (ЯМЗ)

тип передней подвески (уст.)
Зависимая, балка

тип задней подвески (уст.) Зависимая

Система «старт-стоп» нет

ABS нет

передние тормоза

тип барабанные

задние тормоза

тип барабанные

место производства Кременчуг, УССР

1977–1989

расположение руля слева

количество дверей 2

конструкция рамная

название ЯМЗ

расположение спереди, продольно

материал блока чугун

цилиндры/клапаны V8/2

топливо дизель

охлаждение жидкостное

привод задний

коробка передач МКПП (ЯМЗ)

тип передней подвески (уст.) Зависимая, балка

тип задней подвески (уст.) Зависимая

Система «старт-стоп» нет

ABS нет

передние тормоза

тип барабанные

задние тормоза

тип барабанные

место производства Кременчуг, УССР

Кабина КрАЗ-255

У «лаптёжника» просторная трёхместная кабина с отдельным регулируемым сиденьем водителя и нерегулируемым двухместным «диванчиком» пассажиров. Кабина деревянная, обитая листовым железом. Ветровые стёкла (их 2, разделённые стойкой посередине) выполнены в виде открывающихся окон. Открываются и боковые стёкла, есть также заднее глухое. Кабина оснащена отопителем, вентиляционным люком в крыше, омывателем ветровых стёкол, бачком для питьевой воды, вещевым ящиком и карманом в двери. Места достаточно для того, чтобы при необходимости оборудовать спальное место. Комфорт в кабине – на уровне 50-60х годов, т.е. он практически отсутствует.

Механизм подъема и опускания грузов, технический состав оборудования

Стрела автокрана является главным компонентом, обеспечивающим транспортировку груза. Технология производства коробчатых стрел относительно проста, поэтому данный тип крановых стрел наиболее распространён. Плотно сваренные секции стрелы делают стенки автокрана особенно прочными, а трение при выдвижении стрелы – минимальным.

Кран КС-4562

Стабильный режим работы крана КС-4562 обеспечивает гидромотор, широко применяющийся в составе многих спецмашин. Гидравлический привод механизмов обеспечивает маневренность проводимых операций, лёгкость управления стрелой крана и большой спектр рабочих скоростей. При вращении гидромотора отработанное топливо идёт на слив в гидробак, а рабочее топливо снова поступает в поршневую полость гидромотора.

Схема гидромотора крана КС-4562

Возвратно-поступательное движение рабочей жидкости осуществляется через полости гидроцилиндра. Через гидрораспределитель осуществляется транспортировка рабочей жидкости в нужном направлении. Подъём и опускание груза регулируется с помощью золотниковых клапанов гидравлического распределителя. Для подъёма объекта краном КС-4562 необходимо перевести золотник в нижнее положение, а верхнее положение этого механизма связано с опусканием груза.

Гидрораспределитель к автокрану КС-4562

От угла наклона блока цилиндров зависит объём потребляемого топлива. При включённом режиме электроуправления цилиндры гидромотора переводятся на максимальный угол наклона. Механизм работы гидравлической системы учитывает риск возникновения аварийных ситуаций. Аварийное отключение системы производится с помощью предохранительных клапанов. Система безопасности останавливает рабочий процесс автокрана КС 4562 и ход грузовой лебёдки.

Комментировать
0
6
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно