Популярный седельный тягач маз-504 и его модификации

Популярный седельный тягач маз-504 и его модификации

Популярный седельный тягач маз-504 и его модификации
СОДЕРЖАНИЕ
0
02 ноября 2019

Ремонт сиденья

Обратился с вопросом к одному из старожилов и получил соответствующее наставление. Осмотрев мою машину, он отметил, что я зря жалуюсь, ведь передние рессоры на машине стоят длинные и это хорошо. Посоветовал восстановить сиденье и ездить, ведь это не легковая машина, а МАЗ сломать невозможно и к тряске можно привыкнуть.

Переднее сиденье МАЗ-500

Не стал терять время и принялся за ремонт сиденья. Оказывается, в нем не было ни одного ролика и к тому же, был сломан 1 лист в рессоре.

Пока токарь точил мне ролики, я нашел еще одно сиденье на запчасти. Из двух сломанных сидений и выточенных железных роликов (родные были капролоновые), я собрал себе одно рабочее и поставил на него амортизатор.

Натянул ключом рессорный торсион и на следующий день поехал работать. Надо отметить, что с работающим сиденьем, езда на МАЗе становится куда как комфортней и лесная дорога с ее бесконечными кочками не видится уже такой страшной. А казалось бы, сиденье — это такая мелочь.

Устройство

МАЗ 5334 имеет колесную формулу 4 на 2 с ведущими задними колесами. Основные агрегаты и элементы устанавливаются на раму лестничного типа. На задней поперечине находится буксировочный прибор и штепсельная розетка для работы с электрическими устройствами прицепа. Некоторые шасси имеют отбойники для ограничения угла поворота дышла прицепа. В задней области правого лонжерона набивается серийный номер шасси.

МАЗ 5334 оборудован 5-ступенчатой механической трансмиссией с 5 передними и 1 задней скоростями. Синхронизаторы присутствуют на 4 высших передних передачах. Для монтажа редуктора отбора мощности используется съемный люк картера коробки передач. Данный узел необходим для работы дополнительного оборудования: лебедки, насосной станции и прочих устройств. Передача усилия на КПП выполняется с использованием 2-дискового сухого сцепления. Карданная передача имеет открытый тип. На концах передач устанавливаются шарниры с обслуживаемыми игольчатыми подшипниками. Двойная передача крутящего момента заднего моста состоит из колесных редукторов и конической главной пары. Минский автозавод выпускал шасси МАЗ 5334 с различными передаточными отношениями заднего моста.

Тормозная система комплектуется пневматическим приводом и дополнительным компрессионным тормозом, выполненным в виде заслонки, расположенной в выхлопном коллекторе. Ручной тормоз колодочного типа используется для фиксации шасси во время стоянки.

МАЗ 5334 оснащается проверенной водительской кабиной, внешние углы которой являются скругленными для улучшения аэродинамических показателей. Основные фары устанавливаются не на корпусе, а в районе бампера. Стальная решетка надежно закрывает радиатор. Широкие отверстия не мешают свободному притоку охлаждающего воздуха. Хорошая видимость обеспечивается за счет 2 ветровых стекол, разделенных вертикальной перегородкой. Подобная конструктивная особенность повышает сохранность стекла даже в случае нарушения целостности одной из частей. Рулевое колесо в МАЗ 5334 располагается практически вертикально. Водительское сиденье оборудовано амортизирующим механизмом, минимизирующим вибрацию в процессе движения по неровной дороге.

На приборной панели располагается комплект датчиков, сообщающих водителю об основных параметрах машины: давлении в гидросистеме, скорости движения, уровне топлива и других. Между панелью и окном имеется значительное пространство, позволяющее размещать детали и личные предметы.

Габаритные размеры:

  •  длина – 7140 мм;
  •  ширина – 2500 мм;
  •  высота – 2650 мм;
  •  колесная база – 3950 мм;
  •  дорожный просвет – 270 мм;
  •  минимальный радиус поворота – 9500 мм.

Дизайн и кабина

Корпус кабины округленной формы. Это придает ей хорошие аэродинамические свойства.

Фары размещены не на корпусе, а на бампере. Это позволило сконцентрировать пучок света на дорогу, и уменьшить его рассеивание. Увеличены плафоны основного света. Они теперь стали гораздо больше габаритных подсветок. Такое размещение световых приборов упростило прокладку электропроводки МАЗа-5334 и облегчило ее эксплуатацию.

Изменена конструкция радиаторной решетки, за счет чего обеспечивается поступление достаточного объема воздуха и увеличение КПД системы охлаждения двигателя.

Лобовое стекло кабины состоит из двух секций. Для придания прочности и повышенной безопасности, между ними проложена вертикальная металлическая перегородка. Таким образом, в случае повреждения одной секции лобового стекла, вторая остается цельной. Такая конструкция защищает водителя от травм осколками стекол.

В остальном внешний вид 5334 остался таким же, как на предыдущих моделях автомобиля.

Внутренняя часть кабины тоже несколько изменена. Например, руль установлен почти вертикально. Его угол наклона составляет всего 20 градусов.

Добавлена амортизационная система для кресла водителя. Теперь, даже на бездорожье тряска водителя и пассажира становится минимальной.

Приборная панель содержит измерительные приборы и датчики, позволяющие контролировать основные системы автомобиля. Все они имеют подсветку.

В верхней части торпедо МАЗа-5334 между откосом и стеклом предусмотрено пространство для размещения, как личных вещей водителя, так и мелких запчастей и инструментов.

Основные черты

Сейчас можно долго критиковать МАЗы пятисотого семейства за шумный двигатель, жесткую подвеску и кучу других конструктивных недостатков. Однако нужно учесть, что для своего времени это была перспективная машина с огромным ресурсом узлов до капитального ремонта. Она славилась неубиваемостью и ремонтопригодностью.

Грузовой автомобиль с серийным номером 5334 любили и шоферы, и механики. Он был широко распространен на территории всего СССР от Калининграда – до Камчатки, от Крайнего Севера – до Кавказа.

Кроме того, машина поставлялась на экспорт и была хорошо знакома во многих странах, таких как Венгрия, ГДР, Куба и другие. Выпуск данной модели уже давно прекращен. Однако до до сих пор еще нет-нет, да и промчится сине-желтый «Ивановец». В нем сразу чувствуется сочетание силы и мощи, которое направлено на мир, созидание и службу людям.

Поколения тягача

С годами внешний вид МАЗ-537 претерпел ряд значительных изменений, которые порой не зависели от конкретной модификации тягача. По этой причине иногда используется условное разделение на так называемые «поколения». Различия между ними достаточно хорошо заметны.

https://youtube.com/watch?v=6ZjC7aPAnsY

Первое поколение

Тягачи МАЗ-537, изготовленные в 60-е годы прошлого века, отличаются следующими характерными «приметами»:

  1. Между средними мостами тягача имеется рабочая ступенька в форме буквы V;
  2. Зеркала заднего вида круглой формы;
  3. Между передними фарами имеются два вентиляционных люка (расположены горизонтально относительно друг друга);
  4. На боках МТО расположены пять воздухозаборных створок (вертикальное расположение).

Поначалу тягачи первого поколения  собирались в Минске. Это были машины модификаций «А», «Г», и «Д». Делали их и в Кургане, где затем появились МАЗ-537В, МАЗ-537К и МАЗ-537Е.

Второе поколение

В начале 70-х годов тягачи заметно переменились. Наиболее характерными для этого периода особенностями стали следующие:

  1. Прямоугольная форма и увеличенный размер зеркал заднего вида;
  2. Вместо V-образной рабочей ступеньки между мостами сделана обычная лесенка;
  3. Удлинены передние крылья – вплоть до средних мостов;
  4. МТО снабжено коробчатым металлическим воздухозаборником, прежних створок нет, а вместо них вертикальные щели в два ряда.

МАЗ-537 третьего поколения – V-образная ступенька заменена лесенкой, на передней стенке кабины отсутствуют вентиляционные лючки

Полностью законченный облик «второго поколения» сформировался не сразу, встречались МАЗы с «комбинированной» внешностью – например, с удлиненными крыльями, но прежними створками на МТО.

Третье поколение

Тягачи,  серийно производившиеся, начиная с конца 70-х годов, можно отличить по максимально упрощенному оформлению передней стенки кабины. Вентиляционные люки были убраны, поверхность стала гладкой. Кроме того, в этот же период увеличился размер стёкол подфарников.

Четвертое поколение

В 80-е годы прошлого века тягачи МАЗ-537 стали выпускаться без защитных кожухов на топливных баках. Это и стало единственным внешним признаком четвертого поколения машины.

Стоит отметить, что при выполнении капитального ремонта тягачей часто происходило «перемешивание» комплектующих, которые порой образовывали нестандартные комбинации. По этой причине о разделении по поколениям можно говорить лишь со значительной долей условности.

Обзор технических параметров модели

Сцепление МАЗ 5335 — двухдисковое, сухое, фрикционное с периферийно расположенными цилиндрическими пружинами. Имело очень большой ресурс и долгий срок службы. При правильной регулировке сцепление позволяло плавно переключаться между передачами без рывков и пробуксовок. Для продления эксплуатационного срока элементов не следует подолгу держать ногу на сцеплении. Это ведет к быстрому износу подшипников переключающей муфты.

Коробка передач МАЗ 5335 — пятиступенчатая, механическая с синхронизаторами на второй-пятой передачах. Передаточное отношение главной пары составляет 4,89. Заправочная емкость для масла — 9 литров. Главная передача имела планетарные редукторы в колесных ступицах. Рычаг переключения устанавливался на пол справа от водителя. Переключение между передачами производится без усилий. Коробка хорошо ощущается, поэтому вероятность случайного перехода не на ту передачу сведена к минимуму.

На грузовые автомобили МАЗ 5335 устанавливался двигатель отечественного производства ЯМЗ-236. Это был шестицилиндровый силовой агрегат с V-образным расположением цилиндров. Рабочий объем двигателя — 11150 кубических сантиметров, мощность — 180 лошадиных сил при частоте вращения 210 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент достигается при частоте вращения 1500 оборотов в минуту и составляет 667 Н*м. Диаметр цилиндра равен 130 миллиметрам, ход поршня — 140 миллиметрам. Степень сжатия — 16,5. Используемое горючее — дизельное топливо.

Система охлаждения двигателя — жидкостная, с емкостью бака — 39 литров. Смазочная система имеет бак объемом 33 литра. Двигатель характеризовался высокой износостойкостью и неприхотливостью к качеству горюче-смазочных материалов. А простое и понятное устройство позволяло быстро провести локальный ремонт прямо в дороге. При нормальных условиях эксплуатации и своевременном сервисном обслуживании силовой агрегат с легкостью проходил 350-400 тысяч километров без капитального ремонта. Многие детали были унифицированы с другими грузовиками МАЗ, так что при необходимости найти нужную запчасть не составляло труда.

Остальные технические характеристики МАЗ 5335 выглядят следующим образом: длина — 7,25 метра, ширина — 2,5 метра, высота — 2,72 метра, дорожный просвет — 270 миллиметров, колесная база — 3,95 метра, задняя колея — 1,865 метра, передняя колея — 1,97 метра. Колесная формула автомобиля — 4х2. Грузовик развивал максимальную скорость до 85 км/ч. Средний расход топлива в смешанном режиме составлял 22 литра на 100 километров. Объем топливного бака — 200 литров. Автомобиль имел снаряженную массу 6,725 тонн, а полную — 14,95 тонн. Тормозная система барабанного типа оснащалась пневматическими приводами и действовала на все колеса. Минимальный диаметр разворота — 17 метров. Автомобиль «обувался» в резину 300 R508 и использовал диски 8,5В-20-3101012.

Грузоподъемность МАЗ 5335 составляла 8 тонн. Также автомобиль мог тянуть за собой прицеп максимальной массой 12 тонн. Грузовик использовали для доставки различных сельскохозяйственных и промышленных грузов, которые не боялись транспортировки под открытым небом. В военном деле МАЗ применяли для доставки личного состава до мест учения или проведения боевых операций. Иногда, для создания нормальных условий личного состава, усилиями воинских частей или авторемонтных мастерских кузова оснащались брезентовым верхом. Он позволял защитить людей от осадков и сильного бокового ветра. Также для удобства по бортам монтировались лавочки для сидения.

Несмотря на то, что серийный выпуск был прекращен почти 25 лет назад, МАЗ 5335 до сих пор успешно используется для грузовых перевозок по всей стране. На вторичном рынке имеется достаточно предложений по продаже данной техники. Ценовой диапазон: от 200 тысяч до 1 миллиона рублей. На стоимость влияют год выпуска, пробег, а также дополнительные условия, например, проведенный капитальный ремонт двигателя или установленные на автомобиль дополнительные приспособления.

Модельный ряд

На 5516 тягаче производитель не остановился. Кроме этой версии с конвейера сошло еще несколько распространенных самосвальных модификаций. В основном это были самосвалы с наращенными бортами. Они предназначались для перевозки большого объема сыпучих грузов, особенно нужны были в сельском хозяйстве. Конструкция подразумевала разгрузку в две и даже в три стороны:

  1. 5516Х5-475-050 (грузоподъемность 20 тонн, трехсторонняя разгрузка с платформой-коробом);
  2. особенности тягача 5516х5-476-000: трехсторонняя разгрузка, самосвал 20-тонник со старой кабиной;
  3. модель 5516А8-336 и 5516А8-338 (зерновозы с грузоподъемностью 19 тонн и объемом кузова свыше 20 кубов).

При желании модельный ряд может быть расширен большим количеством грузовиков для строительства. Практически все они 20-тонники, часть с кабинами нового типа

Следует также обратить внимание, что МАЗ самосвал 10 тонн практически не встречается, в этой серии уж точно.  С 1994 года было выпущено немало модификаций, хотя эволюция продолжается даже сегодня

Интерьер

МАЗ (тягач) 6430 более комфортен, нежели его предшественники. Большое сиденье позволяет водителю удобно расположиться. Для поддержки спины есть боковые подушки. Опереться можно на подлокотник, который при необходимости можно легко сложить. Причем все это можно регулировать, настраивая положение под свои предпочтения. Изменять можно положение спинки, наклон и высоту подушки, высоту и вылет самого сиденья. Кресло для пассажира имеет те же функциональные возможности, что и водительское.

В дополнение к регулировкам сиденья можно отрегулировать положение рулевой колонки. Изменяется высота, вылет, наклон. Рулевое колесо диаметром сорок шесть сантиметров позволяет удобно расположиться.

Основные элементы приборной панели расположены за рулем. Но это вовсе не ухудшает их использование. В темное время панель подсвечивается, позволяя легко найти нужный датчик.

Справа от руля панель поворачивает на сорок пять градусов и приближается к водителю. За счет этого не нужно тянуться к кнопкам. В середине спрятан раскладной столик.

Работа всех систем отражается на экране, размещенном на панели. Здесь можно посмотреть все необходимые показатели.

Высота кабины позволяет водителю стоять в полный рост. Улучшилось и спальное место, на котором водитель может спокойно и уютно отдохнуть. Для вещей имеются удобные закрывающиеся ящики. Наличие холодильника и газовой плиты позволит хорошо покушать в любом месте.

Еще один плюс – шумоизоляция кабины. Она на высоком уровне за счет использования полимерного экрана. Как уверяют водители тягача МАЗ 6430, посторонние звуки больше не беспокоят.

Двадцать пять тонн

К концу 1940-х годов в стране начала зарождаться атомная промышленность. В срочном порядке создавались тепловые и гидроэлектростанции. Для сооружения плотин на сибирских реках необходим был грузовик, доставляющий из каменных карьеров огромные гранитные глыбы весом в несколько десятков тонн. «Двухсотое» семейство для этих целей явно не годилось. Поэтому параллельно с разработками новых пятитонников готовились к выпуску опытные образцы карьерных самосвалов МАЗ-525 уникальной для того времени грузоподъемности — 25 тонн. В 1950 году был налажен серийный выпуск этих «тяжеловесов».


Первые двадцатипятитонники оснащались 12-литровыми танковыми силовыми агрегатами мощностью 300 л.с. Задний мост жестко крепился к раме без каких-либо рессор. Основным амортизатором служили огромные колеса диаметром 172 см. Расход топлива МАЗ-525 составлял 100-130 л на 100 км пути, максимальная скорость — 30 км/ч.


МАЗ-525 в сцепке со специально разработанным в Свердловске самосвальным прицепом мог перевозить груз до 65 тонн. Советские конструкторы по праву гордились такой техникой. Белорусские самосвалы поставлялись во Вьетнам и даже строили плотины на реке Нил. Первый отечественный самосвал такой грузоподъемности использовался практически на всех великих стройках СССР вплоть до 1980-х годов.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Бензиновые пилы «байкал» Без рубрики
0 комментариев

Карьерные самосвалы белаз 7540 Без рубрики
0 комментариев