Большой обзор модельного ряда тракторов МТЗ

Историческая справка

Первыми сошедшими с конвейера машинами были колесные трактора МТЗ-1 и МТЗ-2, а также гусеничная модификация КД-35 – трелёвочных (лесозаготовительных) машин мощностью 37 Л/С. Уже к началу 60-х годов модельный ряд был пополнен специальной техникой сельскохозяйственного назначения. Но первой универсальной и широко востребованной моделью стал трактор, который в усовершенствованных модификациях выпускается по сегодняшний день – модель МТЗ-80. Она стала настолько удачной, что практически все машины, выпущенные с начала 70-х годов являются в той или иной мере ее модификациями.

К началу нового тысячелетия производитель выпускает спецтехнику в соответствии с высокими международными стандартами «ISO-9001». Общее число рабочих к 2020 году насчитывает около 18000 человек, а годовые обороты компании превышают 10 триллионов рублей в год. Каждый десятый трактор в мире сошел с конвейеров производственных мощностей Минского Тракторного Завода, подразделения которого работают в России и 15 странах СНГ, Европы.

Полный модельный ряд тракторов «БЕЛАРУС» МТЗ

Производитель выпускает широкий спектр спецтехники специального назначения под заказ, поэтому мы рассмотрим только модели серийного производства.

Большой обзор модельного ряда тракторов МТЗ

Мини-тракторы и мотоблоки – МТЗ-132Н, МТЗ-152 и МТЗ-09Н. Мощность 9 Л/С у мотоблока и 13 Л/С у мини-тракторов. Оснащаются бензиновыми двигателями GX390 (Хонда). Предназначены для выполнения малых механизированных работ по обработке почвы и транспортировке грузов в небольших частных подсобных хозяйствах, на малых фермах;

Большой обзор модельного ряда тракторов МТЗ

Серия МТЗ-320 – семь компактных машин с дизельными двигателями по 33-36 Л/С. Модели 320.4, 320.4М и 320.5 поставляются с закрытыми кабинами всепогодного исполнения. Оснащаются отечественными или итальянскими силовыми агрегатами LOMBARDINI LDW1603/B3, относятся к тяговому классу 0.6;

Большой обзор модельного ряда тракторов МТЗ

Серия МТЗ-422 – две основные модификации 422 и 422.1 с мощностью двигателей «Lombardini» LDW 2204 равной 50 Л/С отвечают высокому экологическому стандарту Euro-3A. Подходят для использования в сельском хозяйстве, ЖКХ;

Большой обзор модельного ряда тракторов МТЗ

МТЗ-550 – большая подгруппа базовых и специальных машин с силовыми агрегатами до 90 Л/С. На всех тракторах используются дизельные двигатели отечественного производства;

Большой обзор модельного ряда тракторов МТЗ

БЕЛАРУС-622 – тяговый класс 0.9, экологический класс Tier 3A. Адаптирован под экспорт, широко применяется в ЖКХ, аграрной сфере;

Большой обзор модельного ряда тракторов МТЗ

МТЗ-80.1 – большая подгруппа из 21 модели тракторов с тяговым классом до 1.4. Мощность двигателей достигает 95 Л/С, колесная формула 4×4, системы впрыска Bosch, грузоподъемность на оси подвеса до 4 тонн. Это машины с повышенными эксплуатационными характеристиками, высоким уровнем комфорта и безопасности;

Большой обзор модельного ряда тракторов МТЗ

БЕЛАРУС-921 – трактор с дизельным двигателем и турбиной, мощность 95 Л/С, крутящий момент 464 Н/м. Экологический класс Stage II. Кабина повышенной комфортабельности;

Большой обзор модельного ряда тракторов МТЗ

БЕЛАРУС-1025 – машины мощностью до 110 Л/С, применяющиеся преимущественно в сельском хозяйстве. Агрегатируются с различными видами пассивной и активной навески, производительность гидросистемы достигает 56 литров в минуту. Подмодели поставляются с кабинами всепогодного исполнения или тент-каркасами;

Большой обзор модельного ряда тракторов МТЗ

Серия 1221 – базовая модель с мощностью 123 Л/С. Второй тяговый класс, полный привод, грузоподъемность до 4300 кг. Универсальная машина для сельского хозяйства, ЖКХ, строительной сферы;

Большой обзор модельного ряда тракторов МТЗ

МТЗ-1502 – гусеничный трактор с двигателем мощностью 158 Л/С. Широко применяется в мелиорационной деятельности, строительстве и других сферах. Еще одна гусеничная машина – МТЗ-2103. Мощность 212 Л/С. Предназначена для работы на вязких, рыхлых грунтах;

Большой обзор модельного ряда тракторов МТЗ

МТЗ-1523 – колесные трактора с полным приводом, мощность 148 Л/С, грузоподъемность до 6.5 тонн. Машины способны работать с широкозахватными орудиями сельскохозяйственного назначения, например, с большими пресс-подборщиками или уборочными комбайнами;

Большой обзор модельного ряда тракторов МТЗ

МТЗ-2022 – тяговый класс 3-4, мощность 212 Л/С. Совместимы с любыми прицепными и навесными орудиями. Крутящий момент до 900 Н/м, удельный расход топлива всего 250 г/кВт/ч. Максимальная эргономичность управления, климат-контроль;

Большой обзор модельного ряда тракторов МТЗ

БЕЛАРУС-3022ДВ – тяжелая машина сельскохозяйственного назначения с двигателем мощностью 303 Л/С. Трансмиссия – 36 передних и 24 задних передачи. Производительность гидросистемы 120 литров в минуту. Грузоподъемность на задней оси подвеса 10 тонн. Модель предназначена для крупных агропромышленных предприятий;

Большой обзор модельного ряда тракторов МТЗ

МТЗ-3522 – машина с еще большей мощностью равной 355 Л/С. Производительность гидронасоса до 160 литров в минуту. Модель может работать одновременно с комбинированными передними и задними широкозахватными агрегатами;

Большой обзор модельного ряда тракторов МТЗ

МТЗ-4522 – машина восьмого тягового класса с двигателем мощностью 466 Л/С (американский Caterpillar C13 ACERT). Она выпускается ограниченными партиями под экспорт, так как потребность в такой технике есть лишь у единичных предприятий.

В каждой серии представлены базовые модели, которые могут быть опционально укомплектованы различными системами, например, кондиционерами, ходоуменьшителями, балластными утяжелителями колес и т.п. Выбор и конкретная комплектация зависят от поставленных задач, специфики и масштабов работ.

Описание модели

Изначально колесный пропашной агрегат 0,9 тягового класса разрабатывался для обработки легкого грунта, пахоты, уборки урожая, работы в саду, тепличных хозяйствах, для коммунальной сферы, транспортирования различных грузов. При компоновке применена свойственная для МТЗ разработка с удобным размещением двигателя впереди, а кабины сзади.

Большой обзор модельного ряда тракторов МТЗ

Двигатель

Беларусь МТЗ-40 оснащался четырехцилиндровым дизельным мотором 45 л.с. Благодаря ряду усовершенствований, конструкторам удалось существенно снизить расход дизтоплива: подверглись модернизации очистительные фильтры, увеличены сечения головки мотора, установлены тарелки клапанов большего диаметра. Запуск трактора производился посредством пускового карбюраторного двигателя.

Большой обзор модельного ряда тракторов МТЗ

Коробка передач

Базовый вариант КПП – сухое однодисковое постоянно замкнутое сцепление. В конструкции МТЗ-40 выполнен ряд эффективных усовершенствований, благодаря чему достигнута максимальная взаимозаменяемость с другими моделями МТЗ:

  • замена шарикоподшипников роликовыми
  • установка облегченных штампованных деталей
  • усиленная конструкция КПП
  • придание высокой прочности кулачковым муфтам и шестерням способом закалки ТВЧ и цементации
  • установка на корпус коробки литых ребер.

Большой обзор модельного ряда тракторов МТЗ

Трансмиссия

Установка механической реверсной трансмиссии на сельхозагрегат давала возможность рационально использовать скоростной диапазон при прямом и обратном перемещении. Некоторые модификации трактора МТЗ-40 оснащались ходоуменьшителем для работы на пониженных скоростях при высаживании рассады, уборке технических культур.

Ходовая часть

Передние колеса трактора МТЗ-40 меньшего диаметра, в отличие от задних, устанавливались на специальной демпферной подвеске, являлись ведущими. Благодаря высокому клиренсу, рельефному сельхозпротектору в виде «елочки», агрегат отличался повышенной проходимостью, независимо от качества грунта. Как и у всех колесных тракторов, остов у сельхозмашины полурамный.

Кабина, управление

Беларусь МТЗ-40 стал одним из первых подобных агрегатов, оснащенных кабиной. Установлено червячное управление без гидравлического усилителя. Для того времени удобная кабина была существенным плюсом. Однако, много нареканий у водителей вызывало неудобное расположение на приборной панели рычагов и рукояток управления как самим трактором, так и навесными приспособлениями.

Большой обзор модельного ряда тракторов МТЗ

Гидравлика

Особенностью конструкции трактора Беларусь МТЗ-40 стал привод шестеренчатого насоса раздельно-агрегатной гидравлики, что повлияло на размещение двигателя и некоторых других узлов машины. Достаточный уровень производительности бортовой гидросистемы предоставлял возможность эксплуатации с КУН — фронтальными погрузчиками разнообразных модификаций: вилы, ковши для агротехнических, строительных работ, также при погрузке-разгрузке.

Особенности конструкции

Модель МТЗ-40 оказалась маневренной и обладала хорошей проходимостью, благодаря высокому клиренсу и рельефному рисунку на шинах.

И несмотря на то, что гидроусилителя руля не было, машиной управлять было не сложно.

Трактор развивал скорость до 24 км/ч, позволяя использовать его для транспортировки грузов.

Габариты и вес

По сравнению с другими моделями, МТЗ-40 считался совсем маленьким и легким. Его вес составлял 2,6 тонны, а габаритные показатели (ВхДхШ) – 2,1х3,6х1,6 м.

Двигатель

Дизельный двигатель, которым оснастили трактор, считался на тот момент очень экономичным и потреблял всего 182 г/л.с. в час.

Этого добились благодаря изменениям в системе питания и улучшениями в газораспределении.

Многие детали мотора подверглись дополнительным усовершенствованиям, которые позволили достигнуть мощности 45 л.с.

Коробка передач

Главной задачей конструкторов было увеличение эксплуатационного периода между ремонтами и они добились этого за счет усиления конструкции, упрочнения поверхностей муфт.

Трансмиссия у трактора механического типа с реверсом, причем отличительной особенностью является то, что реверс доступен для всех 7 передач.

Его использование полезно было не только при осуществлении маневров, но и для эксплуатации дополнительного оборудования.

Большой обзор модельного ряда тракторов МТЗ

Достоинства и недостатки

К недостаткам можно причислить следующие факторы:

  • Несовершенная система охлаждения мотора;
  • Плохой запуск в холодное время;
  • Система отопления кабины не справлялась с поставленной задачей.

Достоинств значительно больше:

  • Модель обладает высокой степенью маневренности;
  • Отличная проходимость по бездорожью;
  • В работе отличается простотой управления;
  • Надежный силовой агрегат;
  • Подходит навесное оборудование других моделей;
  • Проведение техобслуживания не представляет сложности;
  • Наличие реверса, при помощи которого можно осуществлять все типы работ.

МТЗ-40 стал родоначальником для развития многих следующих модификаций.

Большой обзор модельного ряда тракторов МТЗ

Какой трактор лучше – сравнение МТЗ-40 и Липецкого Т-40

«Сороковка» Т-40, производившийся Липецким заводом, во многом идентичен с трактором МТЗ-40 в конструктивном плане. Однако выпуск Т-40 или «сороковки», как его называли, продолжался продолжительное время — с 1961 до 1995 года. На этот агрегат устанавливались двигатели мощностью 37 и 50 л.с., производились модификации заднеприводные и полноприводные.

Некоторые версии оснащались электростартером. Большое количество сельхозмашин Т-40, произведенных в 70-80-е годы, до сих пор эффективно работают во многих хозяйствах. Благодаря не прекращающемуся производству запчастей, владельцы могут поддерживать тракторы в хорошем техническом состоянии.

Большой обзор модельного ряда тракторов МТЗ

Однако, у трактора Беларусь Т-40 имеется и ряд недостатков, которых нет у МТЗ:

  • Необходимость строгого использования определенных марок масел, способных работать при температуре выше 55°С.
  • Продолжительная работа на малых оборотах и холостом ходу приводила к неисправностям.
  • Проблемы с запуском при отрицательных температурах.
  • Некорректная работа системы воздушного охлаждения – в холодное время – недогрев мотора, летом – чрезмерный перегрев.
  • Запрещена эксплуатация агрегата без кожуха вентилятора.
  • Плохой обогрев кабины в холодное время, некомфортная температура летом.

Так что, однозначно сказать, какая техника лучше, какая хуже, довольно сложно. Каждая модель имеет свои «за» и «против».

Оцените статью
Добавить комментарий