Трактор мтз-5: конструктивные особенности и модификации

Трактор мтз-5: конструктивные особенности и модификации

Трактор мтз-5: конструктивные особенности и модификации
СОДЕРЖАНИЕ
0
20 мая 2020

Историческая справка

Первыми сошедшими с конвейера машинами были колесные трактора МТЗ-1 и МТЗ-2, а также гусеничная модификация КД-35 – трелёвочных (лесозаготовительных) машин мощностью 37 Л/С. Уже к началу 60-х годов модельный ряд был пополнен специальной техникой сельскохозяйственного назначения. Но первой универсальной и широко востребованной моделью стал трактор, который в усовершенствованных модификациях выпускается по сегодняшний день – модель МТЗ-80. Она стала настолько удачной, что практически все машины, выпущенные с начала 70-х годов являются в той или иной мере ее модификациями.

К началу нового тысячелетия производитель выпускает спецтехнику в соответствии с высокими международными стандартами «ISO-9001». Общее число рабочих к 2020 году насчитывает около 18000 человек, а годовые обороты компании превышают 10 триллионов рублей в год. Каждый десятый трактор в мире сошел с конвейеров производственных мощностей Минского Тракторного Завода, подразделения которого работают в России и 15 странах СНГ, Европы.

Полный модельный ряд тракторов «БЕЛАРУС» МТЗ

Производитель выпускает широкий спектр спецтехники специального назначения под заказ, поэтому мы рассмотрим только модели серийного производства.

Мини-тракторы и мотоблоки – МТЗ-132Н, МТЗ-152 и МТЗ-09Н. Мощность 9 Л/С у мотоблока и 13 Л/С у мини-тракторов. Оснащаются бензиновыми двигателями GX390 (Хонда). Предназначены для выполнения малых механизированных работ по обработке почвы и транспортировке грузов в небольших частных подсобных хозяйствах, на малых фермах;

Серия МТЗ-320 – семь компактных машин с дизельными двигателями по 33-36 Л/С. Модели 320.4, 320.4М и 320.5 поставляются с закрытыми кабинами всепогодного исполнения. Оснащаются отечественными или итальянскими силовыми агрегатами LOMBARDINI LDW1603/B3, относятся к тяговому классу 0.6;

Серия МТЗ-422 – две основные модификации 422 и 422.1 с мощностью двигателей «Lombardini» LDW 2204 равной 50 Л/С отвечают высокому экологическому стандарту Euro-3A. Подходят для использования в сельском хозяйстве, ЖКХ;

МТЗ-550 – большая подгруппа базовых и специальных машин с силовыми агрегатами до 90 Л/С. На всех тракторах используются дизельные двигатели отечественного производства;

БЕЛАРУС-622 – тяговый класс 0.9, экологический класс Tier 3A. Адаптирован под экспорт, широко применяется в ЖКХ, аграрной сфере;

МТЗ-80.1 – большая подгруппа из 21 модели тракторов с тяговым классом до 1.4. Мощность двигателей достигает 95 Л/С, колесная формула 4×4, системы впрыска Bosch, грузоподъемность на оси подвеса до 4 тонн. Это машины с повышенными эксплуатационными характеристиками, высоким уровнем комфорта и безопасности;

БЕЛАРУС-921 – трактор с дизельным двигателем и турбиной, мощность 95 Л/С, крутящий момент 464 Н/м. Экологический класс Stage II. Кабина повышенной комфортабельности;

БЕЛАРУС-1025 – машины мощностью до 110 Л/С, применяющиеся преимущественно в сельском хозяйстве. Агрегатируются с различными видами пассивной и активной навески, производительность гидросистемы достигает 56 литров в минуту. Подмодели поставляются с кабинами всепогодного исполнения или тент-каркасами;

Серия 1221 – базовая модель с мощностью 123 Л/С. Второй тяговый класс, полный привод, грузоподъемность до 4300 кг. Универсальная машина для сельского хозяйства, ЖКХ, строительной сферы;

МТЗ-1502 – гусеничный трактор с двигателем мощностью 158 Л/С. Широко применяется в мелиорационной деятельности, строительстве и других сферах. Еще одна гусеничная машина – МТЗ-2103. Мощность 212 Л/С. Предназначена для работы на вязких, рыхлых грунтах;

МТЗ-1523 – колесные трактора с полным приводом, мощность 148 Л/С, грузоподъемность до 6.5 тонн. Машины способны работать с широкозахватными орудиями сельскохозяйственного назначения, например, с большими пресс-подборщиками или уборочными комбайнами;

МТЗ-2022 – тяговый класс 3-4, мощность 212 Л/С. Совместимы с любыми прицепными и навесными орудиями. Крутящий момент до 900 Н/м, удельный расход топлива всего 250 г/кВт/ч. Максимальная эргономичность управления, климат-контроль;

БЕЛАРУС-3022ДВ – тяжелая машина сельскохозяйственного назначения с двигателем мощностью 303 Л/С. Трансмиссия – 36 передних и 24 задних передачи. Производительность гидросистемы 120 литров в минуту. Грузоподъемность на задней оси подвеса 10 тонн. Модель предназначена для крупных агропромышленных предприятий;

МТЗ-3522 – машина с еще большей мощностью равной 355 Л/С. Производительность гидронасоса до 160 литров в минуту. Модель может работать одновременно с комбинированными передними и задними широкозахватными агрегатами;

МТЗ-4522 – машина восьмого тягового класса с двигателем мощностью 466 Л/С (американский Caterpillar C13 ACERT). Она выпускается ограниченными партиями под экспорт, так как потребность в такой технике есть лишь у единичных предприятий.

В каждой серии представлены базовые модели, которые могут быть опционально укомплектованы различными системами, например, кондиционерами, ходоуменьшителями, балластными утяжелителями колес и т.п. Выбор и конкретная комплектация зависят от поставленных задач, специфики и масштабов работ.

Описание модели

Изначально колесный пропашной агрегат 0,9 тягового класса разрабатывался для обработки легкого грунта, пахоты, уборки урожая, работы в саду, тепличных хозяйствах, для коммунальной сферы, транспортирования различных грузов. При компоновке применена свойственная для МТЗ разработка с удобным размещением двигателя впереди, а кабины сзади.

Двигатель

Беларусь МТЗ-40 оснащался четырехцилиндровым дизельным мотором 45 л.с. Благодаря ряду усовершенствований, конструкторам удалось существенно снизить расход дизтоплива: подверглись модернизации очистительные фильтры, увеличены сечения головки мотора, установлены тарелки клапанов большего диаметра. Запуск трактора производился посредством пускового карбюраторного двигателя.

Коробка передач

Базовый вариант КПП – сухое однодисковое постоянно замкнутое сцепление. В конструкции МТЗ-40 выполнен ряд эффективных усовершенствований, благодаря чему достигнута максимальная взаимозаменяемость с другими моделями МТЗ:

  • замена шарикоподшипников роликовыми
  • установка облегченных штампованных деталей
  • усиленная конструкция КПП
  • придание высокой прочности кулачковым муфтам и шестерням способом закалки ТВЧ и цементации
  • установка на корпус коробки литых ребер.

Трансмиссия

Установка механической реверсной трансмиссии на сельхозагрегат давала возможность рационально использовать скоростной диапазон при прямом и обратном перемещении. Некоторые модификации трактора МТЗ-40 оснащались ходоуменьшителем для работы на пониженных скоростях при высаживании рассады, уборке технических культур.

Ходовая часть

Передние колеса трактора МТЗ-40 меньшего диаметра, в отличие от задних, устанавливались на специальной демпферной подвеске, являлись ведущими. Благодаря высокому клиренсу, рельефному сельхозпротектору в виде «елочки», агрегат отличался повышенной проходимостью, независимо от качества грунта. Как и у всех колесных тракторов, остов у сельхозмашины полурамный.

Кабина, управление

Беларусь МТЗ-40 стал одним из первых подобных агрегатов, оснащенных кабиной. Установлено червячное управление без гидравлического усилителя. Для того времени удобная кабина была существенным плюсом. Однако, много нареканий у водителей вызывало неудобное расположение на приборной панели рычагов и рукояток управления как самим трактором, так и навесными приспособлениями.

Гидравлика

Особенностью конструкции трактора Беларусь МТЗ-40 стал привод шестеренчатого насоса раздельно-агрегатной гидравлики, что повлияло на размещение двигателя и некоторых других узлов машины. Достаточный уровень производительности бортовой гидросистемы предоставлял возможность эксплуатации с КУН — фронтальными погрузчиками разнообразных модификаций: вилы, ковши для агротехнических, строительных работ, также при погрузке-разгрузке.

Особенности конструкции

Модель МТЗ-40 оказалась маневренной и обладала хорошей проходимостью, благодаря высокому клиренсу и рельефному рисунку на шинах.

И несмотря на то, что гидроусилителя руля не было, машиной управлять было не сложно.

Трактор развивал скорость до 24 км/ч, позволяя использовать его для транспортировки грузов.

Габариты и вес

По сравнению с другими моделями, МТЗ-40 считался совсем маленьким и легким. Его вес составлял 2,6 тонны, а габаритные показатели (ВхДхШ) – 2,1х3,6х1,6 м.

Двигатель

Дизельный двигатель, которым оснастили трактор, считался на тот момент очень экономичным и потреблял всего 182 г/л.с. в час.

Этого добились благодаря изменениям в системе питания и улучшениями в газораспределении.

Многие детали мотора подверглись дополнительным усовершенствованиям, которые позволили достигнуть мощности 45 л.с.

Коробка передач

Главной задачей конструкторов было увеличение эксплуатационного периода между ремонтами и они добились этого за счет усиления конструкции, упрочнения поверхностей муфт.

Трансмиссия у трактора механического типа с реверсом, причем отличительной особенностью является то, что реверс доступен для всех 7 передач.

Его использование полезно было не только при осуществлении маневров, но и для эксплуатации дополнительного оборудования.

Достоинства и недостатки

К недостаткам можно причислить следующие факторы:

  • Несовершенная система охлаждения мотора;
  • Плохой запуск в холодное время;
  • Система отопления кабины не справлялась с поставленной задачей.

Достоинств значительно больше:

  • Модель обладает высокой степенью маневренности;
  • Отличная проходимость по бездорожью;
  • В работе отличается простотой управления;
  • Надежный силовой агрегат;
  • Подходит навесное оборудование других моделей;
  • Проведение техобслуживания не представляет сложности;
  • Наличие реверса, при помощи которого можно осуществлять все типы работ.

МТЗ-40 стал родоначальником для развития многих следующих модификаций.

Какой трактор лучше – сравнение МТЗ-40 и Липецкого Т-40

«Сороковка» Т-40, производившийся Липецким заводом, во многом идентичен с трактором МТЗ-40 в конструктивном плане. Однако выпуск Т-40 или «сороковки», как его называли, продолжался продолжительное время — с 1961 до 1995 года. На этот агрегат устанавливались двигатели мощностью 37 и 50 л.с., производились модификации заднеприводные и полноприводные.

Некоторые версии оснащались электростартером. Большое количество сельхозмашин Т-40, произведенных в 70-80-е годы, до сих пор эффективно работают во многих хозяйствах. Благодаря не прекращающемуся производству запчастей, владельцы могут поддерживать тракторы в хорошем техническом состоянии.

Однако, у трактора Беларусь Т-40 имеется и ряд недостатков, которых нет у МТЗ:

  • Необходимость строгого использования определенных марок масел, способных работать при температуре выше 55°С.
  • Продолжительная работа на малых оборотах и холостом ходу приводила к неисправностям.
  • Проблемы с запуском при отрицательных температурах.
  • Некорректная работа системы воздушного охлаждения – в холодное время – недогрев мотора, летом – чрезмерный перегрев.
  • Запрещена эксплуатация агрегата без кожуха вентилятора.
  • Плохой обогрев кабины в холодное время, некомфортная температура летом.

Так что, однозначно сказать, какая техника лучше, какая хуже, довольно сложно. Каждая модель имеет свои «за» и «против».

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Бензиновые пилы «байкал» Без рубрики
0 комментариев

Карьерные самосвалы белаз 7540 Без рубрики
0 комментариев