Опасная зона работы крана: определение и особенности расчета

Опасная зона работы крана: определение и особенности расчета

Опасная зона работы крана: определение и особенности расчета
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
02 ноября 2019

Процесс нанесения разметки. Преимущества маркировки

Если владелец склада – частное лицо, важно, чтобы предприниматель следовал полному технологическому процессу по проектированию и нанесению разметки. Если на производстве предусмотрена отдельная служба по охране труда, то данный процесс относится к ее прямым обязанностям

Он включает в себя несколько шагов:

  1. Определение места и вида потенциальной угрозы.
  2. Согласование проекта в уполномоченных организациях.
  3. Монтаж разметки в соответствии с действующими нормами и ГОСТами.

Для точного определения места и вида потенциальной опасности фирма может обратиться к услугам профессионалов, которые проведут тщательный аудит помещения, грамотно оценив все возможные риски. Без этого нельзя начинать работы в опасной зоне, иначе в случае травмирования работника склада, его владелец не только понесет огромные убытки, но и рискует остаться без лицензии.

Преимущества маркировки:

  • обозначение всех потенциально опасных участков;
  • возможность нанесения разметки для выделения проходов;
  • безопасная организация перемещения грузов в пределах склада;
  • защита от столкновения с механическими транспортными средствами.

Нанести разметку можно не только для обозначения опасных зон, но и для графического выделения рабочих мест, дорожек для движения пешеходов и дорожек для транспорта, ячеек напольного хранения грузов и прочего. Грамотно составленный план помещения в разы уменьшает риск возникновения какой-либо травмоопасной ситуации на производстве.

Как осуществляется маркировка опасных зон на складах?

Специальная разметка предназначена для концентрации внимания работников на потенциально небезопасных участках. Ее нанесение должно осуществляться только ремонтными или строительными организациями. Самостоятельное нанесение разметки не рекомендуется.

Сигнальная разметка может быть представлена в виде:

  • линий разметки;
  • напольных знаков «Опасная зона»;
  • стрелок и прочих дополнительных сигнальных элементов.

При нанесении специальной разметки ремонтные и строительные фирмы используют кисти, краски с особым составом, трафареты букв, знаков и прочих элементов. Владелец склада вправе самостоятельно определиться со способом маркировки.

Способы маркировки:

  • наливные полы, отличающиеся по цвету с основной рабочей зоной;
  • монтаж цветной разметки;
  • нанесение сигнальной разметки.

Как правило, для маркировки используют 4 цвета: красный, желтый, зеленый и синий. Выделение потенциально небезопасных участков является обязательным требованием, прописанным в правилах по технике безопасности. Поэтому за отсутствие или нанесение разметки, не соответствующей границам опасной зоны, несет ответственность владелец складского помещения.

Как ограничить границу опасной зоны

Рабочая зона крана отображается в проектной документации. Если предусматривается передвижение крана на новую точку, то разрабатывается технология изменения границ закрытой территории и проведения на ней различных действий. При этом проводится дополнительный инструктаж и выдача наряда на осуществление опасных работ.

На схеме отображается такая информация:

  • границы опасной зоны при работе оборудования и при его временной остановке;
  • места расположения объектов обслуживания стройки;
  • пути перемещения автотранспорта и пешеходные дорожки;
  • заборы вокруг строительной площадки.

Знаки обозначения опасной зоны устанавливаются по всему ее периметру. При необходимости проводится очистка местности от зеленых насаждений для обеспечения хорошей видимости в любое время суток. В ночное время указатели зоны крана должны быть подсвечены фонарями или прожекторами.

Согласно ГОСТ (37) знаки должны иметь такую конфигурацию:

  • материал — жесть 1-1,5 мм или пластик 3-4 мм;
  • фон — белый;
  • кайма — красная;
  • крановое оборудование — черное.

Знаки устанавливаются на прочных опорах, не мешающих проходу людей и проезду машин. Они должны быть явно видны всем работающим на строительном объекте. Ограничительные таблички устанавливают в зоне видимости крановщика и стропальщиков. Пешеходные улицы огораживаются, на заборе делаются надписи о работе крана.

От чего зависит безопасность работы крана

Многое тут решает правильная строповка грузов и заделка каната. Его крепят к металлическим частям крана при помощи разного вида петель, муфт, узлов, клиновых зажимов. Петли на его концах делают путем заплетки, предупреждая расплющивание и перетирание.


Смотреть галерею

Сращивать канаты башенного крана категорически запрещается. Груз крепится с его помощью к подъемному механизму благодаря специальным приспособлениям в виде блоков, барабанов, полиспастов.

С помощью блоков груз поднимают и опускают, полиспаст представляет собой систему из соединенных меж собой подвижных и неподвижных блоков. Барабаны в грузоподъемных механизмах выглядят как полые цилиндры с винтовыми канавками на поверхности для удобства укладки каната и снижения степени его износа.

Перемещение и подъем опасных грузов

Особое внимание к соблюдению техники безопасности вблизи ЛЭП, да и не только, необходимо проявлять при перемещении опасных грузов. К таковым относятся вещества, изделия и материалы, которые обладают свойствами, способными в процессе перемещения привести в определенных условиях к гибели, отравлению, получению травмы, заболеванию, облучению, пожару взрыву, повреждения техники и зданий

Доставка опасного груза

К таким работам допускаются только люди, прошедшие предварительное медицинское обследование. Категория их здоровья должна соответствовать характеру деятельности.

После его прохождения происходит аттестация. Данный класс работников должен быть обучен оказывать первую доврачебную помощь.

Расчет опасной зоны при работе грузоподъемного крана

Поскольку вращение грузоподъемного крана происходит по окружности, в качестве искомого значения при расчетах принимается радиус опасной зоны. По нему будут устанавливаться сигнальные ограждения, препятствующие нахождению работников в момент проведения строительных работ.

Для расчетов необходимо знать три значения:

  • радиус поворота стрелы (Rс);
  • общую длину конструкции (k);
  • радиус отлета (ΔR).

Радиус поворота стрелы зависит от технических характеристик грузоподъемного крана, общая длина конструкции – от возводимого объекта. Чтобы найти радиус отлета, достаточно воспользоваться таблицами с нормативными показателями.

Формула для расчета опасной зоны выглядит следующим образом:

Rо= Rс+0,5k + ΔR.

Исходя из полученных данных, можно определить точную окружность опасной зоны, приняв за ее центр место установки грузоподъемного крана. Данная область должна выделяться сигнальными ограждениями, соответствующими ГОСТ 12.4.059.-89.

Требования по ограничению опасных зон

На границе опасной зоны, в местах возможного прохода людей, устанавливается знак, предупреждающий о работе крана.

Рис. 3.4.1 Знак, предупреждающий о работе крана

При строительстве объектов с применением грузоподъемных кранов, когда в опасные зоны, расположенные вблизи строящихся зданий, а также мест перемещения грузов кранами попадают транспортные или пешеходные пути, работы следует выполнять в соответствии с ПОС и ППР, содержащими решение следующих вопросов, для обеспечения безопасности людей:

– Места нахождения контрольных грузов башенных кранов для минимального и максимального вылета располагают за ограждением кранового пути;

– Места приема раствора и бетонной смеси на строительной площадке должны иметь твердое покрытие;

– Применение средств для искусственного ограничения зоны работы башенных кранов;

– Пешеходный переход вдоль защитного ограждения должен иметь козырек, сплошную обшивку со стороны строящегося здания и расположен от него не ближе двух метров;

– Скорость поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее семи метров;

– Опасная зона участка производства работ предусматривается обозначать лентой красно-белого цвета;

– Максимальная высота перемещения груза должна быть ниже защитного ограждения не менее чем на 0,5 м, а высота защитного ограждения должна быть не менее 3м от уровня монтажного горизонта;

– На границе опасной зоны и местах возможного прохода людей (дороги и пешеходные дорожки) устанавливаются знаки, предупреждающие о работе крана;

– Главным условием строительства примыкающих зданий без отселения людей и остановки производства в существующих зданиях является исключение возможности образования опасных зон в местах нахождения людей (в том числе при максимальной высоте подъема или вылете) за счет разработки соответствующих технических мероприятий (принудительное ограничение поворота стрелы, вылета или высоты подъема, устройство защитных ограждений, а также других мероприятий);

Крановщик обязан не менее чем за 1 м до предупреждающего знака снизить скорость перемещения груза до минимальной и далее перемещать груз на этой скорости короткими повторными включениями.

Башенные краны — почему часты аварии?

В отличие от других видов подъемных механизмов башенные краны относительно часто подвергаются обрушению. Причина этого — в их конструктивных особенностях. Колея пути, по которому он перемещается, как правило, имеет ширину (то есть межрельсовое расстояние) не более шести метров. База крана (речь идет о промежутке между осями его ходовых тележек, которые располагаются на одном и том же рельсе) тоже незначительна и, как правило, не превышает этого же расстояния.

Высота же его достаточно велика, и от этого башенный кран очень чувствителен к ветровым нагрузкам. Это же относится и к прочим условиям его эксплуатации. При сильных порывах ветра кран может упасть даже в неработающем состоянии. Для предотвращения этого применяют противоугонные захваты.

На падения кранов, частота которых довольно велика, практически не оказывают влияния тщательно соблюдаемые требования по технике безопасности. Статистикой установлено, что чаще всего это происходит с теми из них, которые используют для перемещения рельсовые пути.

Участки с постоянным влиянием факторов риска

Опасная рабочая зона должна иметь ограждения, чтобы привлечь внимание сотрудников. От ее вида зависят установленные нормы по обозначению опасного пространства

Участки с постоянным влиянием факторов опасности находятся:

  • рядом с неизолированными токопроводящими частями электроустановок;
  • рядом с неогороженными перепадами с высотой более 1,3 м;
  • с концентрацией вредных веществ, шума, вибрации и других вредных факторов, свыше установленных норм.

Данный перечень относится к сферам строительного и ремонтного обслуживания, производству стройматериалов, изготовлению строительных сооружений, конструкций и изделий. Он прописан в строительных нормах и правилах. Подробнее ознакомиться с полным текстом документа можно в СНиП 12-03-2001.

Перемещение груза несколькими кранами

Это сложная манипуляция, которую также может потребоваться выполнить рядом с линиями электропередач. Можно ее проводить только при непосредственном руководстве лицом, отвечающим за безопасность, выполняемых кранами.

Еще ориентируются на проект производства или технологическую карту, в которых приводятся допустимые схемы строповки, перемещения груза, применяемые меры безопасности и порядок проведения работы.

Важно! Перед работой необходимо рассчитать нагрузку, которая придется на каждый кран. Естественно, она не должна превышать максимально допустимые значения.. Рекомендуют применять однотипные краны и траверсы

Основная опасность возникает при неравномерном распределении нагрузок между кранами. Еще может произойти расцепление строп или раскачивание груза, ведь канаты часто находятся в наклонном положении

Рекомендуют применять однотипные краны и траверсы. Основная опасность возникает при неравномерном распределении нагрузок между кранами. Еще может произойти расцепление строп или раскачивание груза, ведь канаты часто находятся в наклонном положении.

Перед работами каждый крановщик инструктируется о скорости подъема груза, максимальной высоте и условных сигналах, которые будут применяться.

Разметка на складах

Как уже упоминалось ранее, опасная зона – это пространство, где существует реальная угроза здоровью и жизни работников. Такие участки есть на любом производственном предприятии, вне зависимости от его сферы деятельности. Поэтому они должны ограждаться не только на стройке.

Склады также являются местом, где зачастую работники могут быть травмированы. Чаще всего это связано с неустойчивостью ящиков, контейнеров, упаковок, складированных в специально отведенных местах. Конечно, при правильной погрузке и хранении риск получить травму на складе невысок. Однако из-за беспечности или невнимательности сотрудников и людей, ответственных за соблюдение правил безопасности, работникам может быть причинён невосполнимый вред здоровью. Поэтому опасная производственная зона на складах выделяется соответствующей разметкой.

Место работы техники

Опасная зона крана

Опасная зона вокруг автокрана – это расстояние, где происходит перемещение грузов. В нее входит место погрузки с крана, а также расстояние, на которое может отлететь упавший груз (плита). Поэтому границы рассчитывают по специальной формуле, в которой учитывают габариты стройматериалов, габариты машины и участок безопасности.

Площадь обслуживания крана зависит от максимального вылета его стрелы. Она обозначается как Р (max). Для определения расстояния, на которое может отлететь упавший стройматериал (Р (отл)), нужно знать высоту его подъема. Высота рассчитывается от поверхности строительной площадки до нижней части подвешенной плиты.

От чего это зависит

Специалисты-практики давно подозревали, что причина высокой аварийности — в несовершенстве основ рельсового пути. В качестве главного ее фактора подразумевалось неравномерное уплотнение грунта под каждым из рельсов. Еще в 70-х годах прошлого века проводились эксперименты с целью контролировать плотность рельсовой подсыпки, но на фактическое положение дел они не оказали серьезного влияния — случаи падения кранов продолжались.

Опытные крановщики полагают, что падение может быть вызвано раскачиванием. Податливость грунтовой массы под одним из рельсов способна возрасти в связи с тектоническими нарушениями при повышении сейсмической нагрузки. В результате кран теряет надежную опору и при любом смещении центра тяжести может опрокинуться.

Обозначение участка на стройке

После вычисления рискованной секции нужно подумать, как оградить ее от строителей. От правильных расчетов и надежного ограждения зависит работоспособность строителей. Потенциально вредные участки на стройке должны отделяться сигнальными ограждениями со знаками безопасности.

Заборы и знаки должны соответствовать ГОСТам. Они должны быть хорошо видны со всех сторон, а в темное время суток необходима подсветка. Спецзнаки должны висеть на стойках, надежно закрепленных, чтобы они не упали на людей или технику. На временной стройплощадке нельзя размещать кабинки для отдыха рабочих, санитарные помещения, проходы для людей.

Формула и порядок вычисления опасной зоны при работе на высоте

По определению опасной зоны понятно, что она необязательно должна находиться непосредственно в месте проведения строительных и монтажных работ. При работе на высоте особую опасность представляют предметы, которые могут случайно с нее упасть. Поэтому под местом проведения высотных работ огораживается участок горизонтальной проекции рабочей площади.

Пошаговое руководство по определению опасной зоны при работе на высоте:

  1. Определить длину и ширину рабочего пространства.
  2. Найти размеры горизонтальной проекции зоны, находящейся под рабочим пространством.
  3. Определить удаленность (высоту) рабочей площади.
  4. Рассчитать расстояние безопасности.
  5. Найти границы опасной зоны.

Для проведения необходимых подсчетов потребуется две формулы: формула нахождения расстояния безопасности и границ опасной зоны. Все остальные данные находятся с помощью соответствующих измерений.

Формула расстояния безопасности (b):

b=0,3*Н,

где Н – высота рабочей площади.

Формула границ опасной зоны:

К1=Ш+b;

К2=Д+b,

Где Ш, Д – размеры горизонтальной проекции (длина и ширина).

Размещение знаков

Обозначения должны устанавливаться так, чтобы крановщик мог видеть границу участка обслуживания. При этом на один угол или линию ограничительной зоны должно приходиться не меньше 2-х знаков. В некоторых случаях установка обозначений на стойках невозможна. К примеру, на проезжей части или в зоне рельсовых путей. В таких ситуациях допускается:

  • Подвешивать знаки на специальном кронштейне или натянутом канате.
  • Укладывать обозначения горизонтально так, чтобы их нельзя было сдвинуть. При этом они не должны создавать помехи движению.

Между подвешенным знаком и дорогой должно быть не менее 4,5 м. Горизонтально размещенные обозначения периодически очищаются и обновляются.

Такелажные и стропальные работы – меры обеспечения безопасности при работе рядом с ЛЭП

Данные виды работ предполагают разные ситуации, для которых прописаны свои требования и нормы. Рассмотрим их все по отдельности.

Перемещение груза с находящимися на нем людьми и только людей

Такие перемещения запрещены Правилами устройства грузоподъемных кранов и их эксплуатации.

Манипуляция может быть проведена в порядке исключения, когда выдана инструкция и получено согласование с органами российского Гостехнадзора.

При этом может использоваться только кран мостового типа и должна быть оборудована кабина, которая обеспечит полную безопасность людей. Требования по безопасности кабины разрабатываются отдельно.

Так как мостовые краны являются стационарными (с ограниченным передвижением), их вблизи ЛЭП не используют. А значит, данная манипуляция в рассматриваемой ситуации полностью исключается.

Кран мостового типа

Перемещение груза над строениями, внутри которых находятся люди

Над перекрытиями производственных, служебных и жилых помещений, в которых в данный момент могут находиться люди, перемещение грузов запрещено.

Мероприятие может быть организовано, но только после получения на то разрешения от органов Гостехнадзора, разработки соответствующих мероприятий, обеспечивающие полную безопасность людей и имущества.

Работа подъемного крана с грузом рядом с линиями электропередач: при такой плотной застройке соблюсти указанное ранее расстояние невозможно

Строповка грузов в стесненном пространстве

Кранам приходится работать не только на открытых площадках. Иногда работа выполняется в непосредственной близости от стен, колонн, станков, штабелей, железнодорожных вагонов. Не допускают нахождение людей в зоне между поднимаемым грузом и объектами.

Требование выполняется при подъеме и опускании груза.

Работа крана в непосредственной близости от строящегося дома

Определение опасных зон

Каждый рабочий, находящийся рядом с краном, должен быть проинформирован об опасных зонах, в которых нельзя находиться во время работы крана. Естественно, и крановщик ориентируется на эти зоны:

  1. Между строениями, штабелями, прочими препятствиями и поворотной башней крана должно соблюдаться минимальное расстояние в 1 метр.
  2. Опасными зонами также считаются участки, над которыми идет перемещение грузов. Определяются они как расстояние от крайней точки горизонтально построенной проекции наименьшего наружного габаритного размера груза, или от стены строения с прибавлением наибольшего габаритного размера груза, который падает, и минимального отлета груза в сторону при его падении.

Это все сложно понять при словесном описании, поэтому рассмотрите следующую картинку, на которой все показано наглядно.

Опасные зоны работы крана

Используя эти данные, производится расчет по формуле.

Строповка грузов на высоте

Чтобы обеспечить безопасность персонала и техники при строповке или расстроповке грузов на высоте, необходимо выполнить следующее:

  1. Применяются устройства автоматической и дистанционной строповки грузозахватных устройств.
  2. Рабочие места обеспечиваются всеми необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты. К таковым относят леса, ограждения, подмостки, страховочные пояса и прочее.
  3. Укрупнительная сборка оборудования и различных конструкций, подъем которых будет осуществляться, выполняется на земле.
  4. Рабочие места, находящиеся на высоте, должны поддерживаться в надлежащем состоянии. На них не должно быть наледи, снега, мусора и посторонних предметов, которые могут помешать работе.

Схемы строповки различных грузов

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно