Цепные и роторные траншейные экскаваторы

Цепные и роторные траншейные экскаваторы

Цепные и роторные траншейные экскаваторы
СОДЕРЖАНИЕ
0
1
02 ноября 2019

ЭТЦ 1609

Наиболее популярной и надежной, как считают многие эксперты, моделью ЭТЦ выпускаемой на базе трактора МТЗ 82 считается траншейный экскаватор 1609.

Специализированный траншеекопатель ЭТЦ 1609 является наиболее востребованной версией устройств данного назначения, которые применяются, как на общих строительных объектах, так и по своему назначению, т.е. для прокладки различных магистралей (кабельных, водопроводных и газопроводных).

Технические характеристики экскаватора 1609, соответствуют всем необходимым требованиям. Многофункциональный навесной механизм комплектуется специализированными зацепами для грунта, с помощью которых машина способна без усилий разрывать грунт, практически, любого характера. Отвал, устанавливаемый спереди, применяют, как, для засыпки готовых коммуникаций, так и для перераспределения грунта из одного места в другое.

Технические характеристики ЭТЦ 1609

Как говорилось выше, траншейный эксковатор1609 производится на базе трактора МТЗ-82 обладающего четырехтактным дизельным двигателем – дизельный объемом 4.4 литра и мощностью 80 л. с. Он имеет механическую синхронизированную трансмиссия КПП, 18 передних передач и 16 задних. Габаритные размеры трактора в комплекте с траншеекопателем — 6950 мм х 2200 мм х 2990 мм; максимальная рабочая скорость достигает 8 км/ч, а транспортная 16 км/ч. ЭТЦ в своей основной комплектации (с отвалом, землекопательным устройством и всем навесным оборудованием) не превышает около 5660 кг. Техника ЭТЦ 1609 способна выполнять поставленные задачи при любых условиях работы, независимо от климатических и погодных условий. Диапазон рабочих температур может колебаться от– 40 до + 50 0С.

Грунторез, являющийся неотъемлемой частью ЭТЦ, производится как в зимнем, так и летнем исполнении, а точнее его движущий элемент – цепь.

Этц-1609

Цепь ЭТЦ1609 предназначенная для летних работ (она еще называется ковшовой) обычно производится шириной 210, 270 и 410 мм с зазором между зубцами-ковшами 100 мм. Ее целесообразно применять для влажной или увлажненной почвы в не морозный период.

С помощью таких цепей, возможно, выкопать траншеи шириной до 40см, а благодаря установленному на данной модели гидроприводу, появляется возможность плавной регулировки скорости вращения цепи, что увеличит ее срок жизни.

Зимняя цепь (обычно, для данного ЭТЦ – это Уралл33) предназначена для резки твердых и сухих промерзших грунтов, в некоторых случаях и асфальта. Ее зубцы изготавливаются со специальной напайкой из твердых сплавов, для возможности копки траншей в очень твердом грунте. Замена зимней и летней цепи на ЭТЦ 1609 происходит беспрепятственно.

Подводя итог описанию, можно сказать, что данное техническое устройство обладает более низкими техническими характеристиками, чем вышеприведенный экскаватор ЭЦ-1800, но оно обладает колоссальным авторитетом, так как свою репутацию заслужила годами, своей безотказной работой и относительно мало затратным ремонтом (сравнивая с зарубежными ЭТЦ).

Формирование длинных траншей

Если есть необходимость обустройства мест для прокладки коммуникаций в придорожной сельской местности, наиболее целесообразно привлекать к работе траншейный цепной экскаватор. Они производятся на базе гусеничных или же пневмоколесных тракторов и комплектуются одноцепным или же двухцепным скребковым рабочим органом. С их помощью допускается разработка немерзлых грунтов.

Характеристики соответствующих моделей приведены в таблице:

Показатель ЭТЦ-1609 (одноцепный) ЭТЦ-252М (двухцепный)
База МТЗ-82.1 ТТ-4М
Тип ходового устройства колесное гусеничное
Мощность силового агрегата 60 кВт 81 кВт
Рабочая скорость 20—800 метров в час 5—150 метров в час
Габариты (положение — транспортное) 6,69 на 2,29 на 3,06 м 10,2 или 11,5 на 3,45 на 3,5 м
Масса 6 500 кг 19 500 или 20 100 кг
Производитель Дмитровский экскаваторный завод, ФГУП

Размеры траншеи:

глубина (максимальная)
ширина по дну
ширина по верху

1,6 м
0,2 или 0,27 м
0,4 м

2,5 или 3,5 м
0,8 или 1,0 м
аналогично (2,8)

Категория разрабатываемого грунта I-III I-III (IV-V)

Классификация траншеекопательной техники

По принципу действия выделяют оснащенные замкнутой цепью или лентой с установленными на них рабочими элементами цепные траншеекопатели и использующие при выемке грунта роторный рабочий механизм роторные прокладчики траншей.

В зависимости от устанавливаемых рабочих органов траншеекопатели разделяют на:

  • ковшовые;
  • скребковые;
  • резцовые;
  • плужковые;
  • агрегаты с рабочими элементами смешанного типа.

По способу агрегирования устройства для прокладки траншей делятся на устанавливаемые на подвеску базового шасси навесные и опирающиеся на тягач передней частью полуприцепные траншеекопатели.

Грунторез бара ЭЦУ-150 в работе

Траншеекопатели также разделяют на выкапывающие траншеи шириной до 0,3 метра узкотраншейные и прокладывающие выемки с шириной более 0,3 метра широкотраншейные агрегаты.

Имеющие более высокие чем цепное экскаваторное оборудование КПД и производительность роторные агрегаты при равной глубине прокладываемой траншеи намного тяжелее и габаритнее цепных траншеекопателей, получивших более широкое распространение. Последние также известны как баровые машины или грунторезы бара.

История

СССМ-140 — одна из модификаций первого в СССР траншейного экскаватора МК-I, выпускавшаяся небольшими сериями по мере необходимости на протяжении 1930-х годов. Отличается от базовой модели наличием на нижнем конце ковшевой рамы уширителей фрезерного типа и планирующего звена

МК-II, крупнейший советский траншейный экскаватор (цепного многоковшового типа) межвоенного периода

Советский роторный многоковшовый траншейный экскаватор ЭТР-204. Саратов, Соколовая гора

СССР и Россия

Основная статья: История производства траншейных экскаваторов в СССР и России

Первый в СССР траншейный экскаватор МК-I был создан в январе 1934 года Дмитровским экскаваторным заводом, ставшим вскоре одним из основных производителей машин данного класса в стране. Впоследствии конструкция разрабатывавшихся и производимых в СССР траншейных экскаваторов непрерывно совершенствовалась, а их выпуск, за исключением периода Великой Отечественной войны, непрерывно рос вплоть до 1980-х и упадка отрасли, последовавшего за распадом СССР. За полувековой промежуток времени в Советском Союзе, ставшем одним из мировых лидеров в данном направлении, были созданы более 100 серийных моделей и модификаций траншейных экскаваторов, широко применявшихся в различных областях и экспортируемых в десятки стран мира, — а количество построенных машин составляет десятки тысяч экземпляров. Некоторые модели траншейных экскаваторов, созданных в СССР (например, 60-тонный роторный ЭТР-253), не имеют мировых аналогов. В постсоветский период в России объёмы производства траншейных экскаваторов сократились более чем в 10 раз по сравнению с советскими показателями; ряд крупнейших специализировавшихся на производстве траншейных экскаваторов заводов закрылись либо полностью прекратили их производство, подавляющее же большинство оставшихся производит лишь лёгкие навесные цепные устройства для стандартных сельскохозяйственных тракторов.

Исторические факты

Внешние изображения
  • Идею копающего колеса впервые высказал Леонардо да Винчи в начале XVI века. B 1884 году американский инженер Ч. Смит получил патент на экскаватор c 2 роторными колёсами, расположенными симметрично относительно конвейера. Первый роторный экскаватор был изготовлен в Германии в 1916 году фирмой «Humboldt» по патенту французского инженера Г. Швандера. Первые роторные экскаваторы в CCCP были созданы в мастерских Часов-Ярских карьеров огнеупорного сырья в 1950-x годах, a промышленное производство началось в 1958 году.
  • Борис Гудыменко, машинист роторного экскаватора, один из участников бригады Г. И. Мозера, которая успешно впервые испытала и внедрила технику из ГДР, в 1978 году, в числе группы инженерно-технических работников Экибастузского бассейна, получил Государственную премию СССР.
  • Крупнейший в мире 14 200-тонный роторный ковшовый экскаватор Bagger 293 был смонтирован на открытой разработке бурого угля в Гамбахе (ФРГ). Его производительность 240 тысяч м³ угля за 24-часовой рабочий день, длина — 220 м, высота — 96 м, 20 ковшей, ёмкость ковша — 15 м³.

Примечания

  1. ↑ .
  2. ↑ .
  3. ↑ . Строй-Техника.ru. Дата обращения 1 января 2014.
  4. ↑ .
  5. . www.techstory.ru. Дата обращения 1 января 2014.
  6. С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — С. 63—69. — 527 с. — ISBN 5-7325-0446-X.
  7. .
  8. Полковая землеройная машина ПМЗ-2. Техническое описание, эксплуатация и хранение. — Москва: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1976. — 240 с.
  9. . Строй-Техника.ру. Дата обращения 28 декабря 2013.
  10. . spectehtrans.ru/. Дата обращения 3 января 2014.
  11. . Выпуск № 1, статья № 2. ОАО Михневский ремонтно-механический завод. Дата обращения 1 октября 2013.

Соединение рабочего органа с ходовой частью

Многие экскаваторы непрерывного действия представляют собой навесное оборудование на гусеничный или пневмоколёсный трактор, снабжённый ходоуменьшителем и агрегируются с базовой машиной без изменения конструкции последней. Таким является, например, траншейный экскаватор ЭТЦ-1607 и аналогичные модели. Навесное оборудование может снабжаться рабочими цепями различной конструкции в соответствии с особенностями грунта, на котором машина должна работать (грунты без включений, грунты с включениями камней и цемента, мёрзлые грунты).

Соединение навесного экскаватора с тягачом может означать доработку последнего, иногда — со значительными изменениями в конструкции базового трактора. Например, изготовление ЭТЦ-406 требует удлинения рамы базового трактора, перекомпоновки его агрегатов, введения в трансмиссию дополнительных элементов.

Экскаваторы непрерывного действия могут создаваться также на оригинальном шасси, например, экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-202 и его модификации.

История производства и производители

Первые опытные роторные траншейные экскаваторы в СССР типа КГ-65 были созданы Дмитровским экскаваторным заводом незадолго до начала войны. В 1950-х годах они были заменены моделью ЭТР-152, а затем (с 1957 года) быстроходной траншейной машиной БТМ. Московский экспериментально-механический завод с 1950-х годов начал производство роторных траншейных экскаваторов для прокладки газопроводов. Первой выпущенной стал ЭР-2 на базе значительно доработанного трактора С-80; экскаватор оснащался ротором с 14 ковшами и отрывал траншею глубиной 1,7 метров и шириной 0,85 метров.

В 1960-х годах производство роторных траншейных экскаваторов освоено Брянским заводом ирригационных машин, Брянским заводом дорожных машин (ставшим основным производителем экскаваторов этого типа) и Брянским заводом дорожных машин. В те же годы Мозырский завод мелиоративных машин освоил производство роторных экскаваторов и экскаваторов-каналокопателей.

Для нефтяников и газовиков

Чаще всего траншейные роторные экскаваторы можно встретить на нефте- и газодобывающих предприятиях. Но они могут применяться и в ряде других отраслей.

Любой из агрегатов, относящихся к технике данного типа, способен выполнять свои функции в различных климатических и географических условиях, справляясь со сложнейшими задачами.

В качестве примеров рассмотрим модели ЭТР-223А и 224А, которые способны работать с грунтами, промерзающими на 1 и 1,2 метра в глубину соответственно.

Они используются для рытья каналов и траншей в различных грунтах:

  • равнопрочных — первой-четвертой категории
  • неравнопрочных — третьей-четвертой категории.

В обоих случаях допускается присутствие в грунтах каменистых включений, размер которых не превышает 200 миллиметров.

Показатель ЭТР-223А ЭТР-224А
Масса конструктивная 33,5 т 31,02 т
Техническая производительность на грунте I категории 650 м3/ч 600 м3/ч
База Т10М.0111-12
Габариты (транспортное положение) 11 500 на 3 200 на 4 400 мм

Параметры траншеи:

глубина
ширина по дну
ширина по верху

2 200 мм
1 500 мм
2 400 мм

2 200 мм
800 мм
1 750 мм

Рабочий орган:

скорость резания
привод ротора
количество ковшей
тип конвейерного привода
ширина ленты
длина конвейера

1,8 м/с
механика
14
гидравлика
800 мм
2 160 мм

1,43 м/с
механика
15
гидравлика
800 мм
2 160 мм

Гусеничный ход:

длина
колея
ширина башмаков

4 800 мм
2 600 мм
600 мм

Обе модели комплектуются 4-рехцилиндровым силовым агрегатом Д180.111-1 с турбонаддувом эксплуатационной мощностью 180 «лошадок». Объем топливного бака составляет 300 литров. При этом ЭТР-223А расходует 0,0443 литра на один кубометр, а ЭТР-224А — 0,048. Оба значения приведены для работы при полной нагрузке.

comments powered by HyperComments

Классификация


Роторный траншейный экскаватор Capitol 760. На раме виден ленточный транспортёр.

Роторные траншейные экскаваторы подразделяются по следующим признакам:

  • по способу использования рабочего органа:
    • рабочие элементы размещены по ободу ротора (копающий рабочий орган);
    • рабочие элементы размещены на боковой поверхности ротора (фрезерующий рабочий орган);
  • по количеству рабочих органов:
    • один ротор;
    • два ротора;
    • ротор с дополнительными рабочими органами (плугом или шнеками);
  • по типу рабочих элементов:
    • ковшовый рабочий орган (роторные многоковшовые экскаваторы);
    • скребковый, резцовый или смешанный рабочий орган;
  • по назначению:
    • траншейные, предназначены для прокладки траншей;
    • дреноукладчики, используются для организации дренажа;
    • каналокопатели, используются для прокладки каналов (оросительных, осушительных) и кюветов;
  • по типу привода:
    • с механическим приводом;
    • с гидравлическим приводом;
    • с комбинированным приводом;
  • по способу соединения рабочего оборудования с ходовой частью:
    • навесные (без дополнительной опоры рабочего органа);
    • полуприцепные (рабочий орган опирается на тягач спереди и на дополнительную тележку сзади);
    • прицепные (рабочий орган имеет собственную ходовую часть и буксируется тягачом).
  • по типу ходового устройства:
    • на гусеничном ходу (большинство);
    • на пневмоколёсном ходу (некоторые машины армейского назначения).

Индексы


Роторный траншейный экскаватор осуществляет работы в ЮАР.

Советские и российские индексы роторных траншейных экскаваторов гражданского назначения имеют следующую структуру: ЭТР-XXYАА.

Сочетание ЭТР означает Экскаватор Траншейный Роторный. Устаревшими обозначениями являются ЭР (Экскаватор Роторный). Вслед за буквенным обозначением следует сочетание из 3 цифр, за которыми могут следовать буквы. Первые две цифры XX означают глубину копания в дециметрах, последняя цифра Y — номер модели; первая буква (А, Б, В…) означает очередную модернизацию, следующие буквы (С, Т, ТВ…) — климатическое исполнение. Таким образом, ЭТР-253А расшифровывается как «экскаватор траншейный роторный, глубина копания до 2,5 метров, третья модель, первая (А) модернизация».

Плужно-роторные экскаваторы-каналокопатели имеют обозначение вида МК-XX, где МК означает Мелиоративный Каналокопаль, цифры XX указывают порядковый номер по реестру, например, МК-23.

Обозначения отдельных старых моделей не соответствуют этой системе, например, роторные траншейные экскаваторы КГ-65.

Инженерная техника армейского назначения может иметь особые названия, например, БТМ (Быстроходная Траншейная Машина), ТМК (Траншейная Машина Колёсная) и др.

Важно  ТОП-3 популярных модели газонокосилок DDE от американского производителя
Комментировать
0
1
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно