История создания вездехода
Вездеход БигБо (BigBo ATV)
Основоположником создания вездеходов можно считать Якоба Спайкера, владельца небольшого машиностроительного завода под Амстердамом. В 1903 году он вместе с конструктором Ф. В. Брандтом для участия в гонках Париж — Мадрид решил построить легковой автомобиль конструкции 4×4.[источник не указан 2726 дней]
Работы по созданию вездеходов с использованием гусеничного шасси были начаты в —1916 гг. изобретателем А. Кегрессом. Он предложил для повышения проходимости по снежному покрову и в условиях болот вместо ведущих колес заднего моста использовать гусеницы. Нагрузка от задней части кузова распределяется набором опорных катков, что создает маленькое удельное давление на поверхность.[источник не указан 2726 дней]
Первым в СССР идею создания дальнего экспедиционного вездехода в 1936 году предложил профессор Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского Георгий Покровский. Он указал и основные области применения больших вездеходов: грузоперевозки, исследовательские и спасательные операции — вне зависимости от погоды, состояния льдов и грунта. В числе конструктивных особенностей, предсказанных Покровским: передвижение в воде за счет перемотки гусениц с развитыми грунтозацепами, большая ширина гусениц обеспечивающая низкое давление на грунт, дизель в качестве главного двигателя.[источник не указан 2726 дней]
Для экспедиции Ричарда Бэрда в Антарктиду 1939-41 годов в США был построен огромный колёсный вездеход, который оказался непригодным для условий Антарктиды.
В сентябре 2008 года испытания начали проходить вездеходы новых модификаций, созданные автозаводом «ГАЗ».
Для индивидуальных нужд и для использования в условиях ограниченного пространства появляться легкие пассажирские вездеходы.
История создания
Появление такой машины, как вездеход, было нужно уже достаточно давно, но практические возможности для его создания были накоплены только к началу ХХ века. Считается, что первый вездеходный автомобиль голландской конструкции был продемонстрирован на ходу в 1903 году. Гусеничные машины начал создавать несколькими годами позднее французский инженер и изобретатель Адольф Кегресс. В нашей стране активная работа над созданием вездеходного транспорта началась только в 1930-е годы. Вообще, активная экспедиционная деятельность и освоение дальних районов вкупе с явным приближением большой войны активизировало тогда разработку вездеходов повсеместно.
Первый отечественный снегоболотоход на гусеничной базе был представлен в 1947 году. Такая машина умела проходить рвы, канавы и траншеи, но не могла преодолевать водные препятствия. Во второй половине ХХ века конструкторы старались сформировать системы, способные плавать, и «неплавающие» вездеходы оказались в явном меньшинстве. Именно суровые и даже более того — многообразно-суровые — условия нашей страны просто заставили создавать самые продвинутые вездеходы.
ГАЗ-34039 Ирбис
В 2011 г. автоконцерн «ГАЗ» начал массовое производство вездехода на гусеницах «Ирбис», базой для которого послужила Газель. Болотоход рассчитан на работу в суровых условиях Крайнего Севера и в азиатских пустынях. Несмотря на то, что по характеристикам он похож на «Бобра», разработчики снабдили его большими габаритами и пассажировместимостью. Кроме этого, авто имеет большую скорость.
Характеристики вездехода:
- снаряженная масса — 4,8 т;
- грузоподъемность — 1,2 т;
- вместимость — 10 человек (имеется 4 спальных места);
- объем двигателя — 4,75;
- мощность — 109 л. с. при 2,4 тыс. об/мин;
- крутящий момент (max) — 350 Нм при 1,7 тыс. об/мин;
- число цилиндров — 4;
- длина — 5,7 м;
- ширина — 2,5 м;
- высота — 2 м;
- колесная база — 3,6 м;
- клиренс — 40 см;
- вес прицепа — не более 2 т;
- топливный бак — 370 л;
- максимальная скорость по дороге — 60 км/ч, воде — 6 км/ч.
«Ирбис» можно парковать на открытом воздухе, так как он рассчитан на хранение вне гаража. Температурный режим внешней среды, при которой ГАЗ-34039 нормально функционирует, в диапазоне +40…-50˚С. При этом удлиненный кузов справляется с переломом от Газель стандартного варианта.
ГАЗ-3409 Бобр
Необходимость попадать в труднодоступные места требуется службам экстренного реагирования, геологам и военным подразделениям. Для потребностей таких специалистов нужны универсальные авто, на которых удобно перевозить персонал и грузы в максимально комфортных условиях на дальние расстояния. К тому же вездеход должен обладать удобством в управлении, дополнительным баком для горючего и возможностью производить ремонт при высоких минусовых и плюсовых температурах.
Заволжский автозавод в 2006 г. приступил к выпуску плавающего снегоболотохода на гусеничных колесах на базе Газели, который разработчики назвали «Бобром». Гусеничный автомобиль может передвигаться как по рыхлому и сыпучему грунту, так и асфальтовому покрытию, не разрушая его. Кроме этого, «Бобр» умеет плавать, а свое название машина получила за то, что держится на воде с помощью крутящихся колесных элементов.
Вездеход имеет такие технические характеристики:
- снаряженный вес — 3,6 т;
- грузоподъемность — 600 кг;
- вместимость — 6 человек (2 в кабине и 4 в салоне);
- мощность силового агрегата — 130 л. с. при 3,8 тыс. об/мин;
- крутящий момент (max) — 260 Нм при 1,8 тыс. об/мин;
- объем силовой установки — 2,8 л;
- количество цилиндров — 4;
- длина — 4,6 м;
- ширина — 2,4 м;
- высота — 2,8 м;
- колесная база — 2,5 м;
- клиренс — 43 см;
- средний расход топлива — 30 л/100 км;
- вместимость бака — 185 л;
- скорость по асфальтированной дороге (max) — 63 км/ч;
- скорость на воде (max) — 5 км/ч.
Первыми заказчиками на снегоболотоход «Бобр» стали МЧС и Минздрав России.
Популярны вездеходы на базе Газели и у любителей охоты или рыбалки. Автомастера самостоятельно создают везде проходимые машины, на легких шинах низкого давления, и называют их «Каракатом». На такие «поделки» ставят гидроусилитель руля, самоблокирующиеся дифференциалы и несколько топливных баков. Комплектация авто зависит от ее создателя.