Экстремальные американские вездеходы ripsaw для военных и гражданских нужд

Экстремальные американские вездеходы ripsaw для военных и гражданских нужд

Экстремальные американские вездеходы ripsaw для военных и гражданских нужд
СОДЕРЖАНИЕ
0
24 ноября 2020

Болотоход Э-167

В начале 60-х СКБ ЗиЛ получило правительственный заказ на создание вездехода, способного легко преодолевать болотистые и заснеженные местности в условиях Крайнего Севера. Опытный образец был создан буквально за несколько месяцев. В итоге получился снегоболотоход на шести колесах, длина которого составила девять метров.

Агрегат имел массу 12 и грузоподъемность 5 тонн. Кузов, изготовленный из стеклопластика, мог вместить порядка 18 человек. Дорожный просвет составил 75 сантиметров. Вездеходы СССР этой серии оснащались двумя бензиновыми силовыми установками V-8, мощностью по 180 конских сил. Двигатели агрегировались с парой трехступенчатых автоматических коробок передач. Предельная скорость ЗиЛа Э-167 составила 75 километров в час. При этом аппарат потреблял около 100 литров горючего на сто километров. Несмотря на успешные испытания, по которым автомобиль не уступал многим гусеничным конкурентам, в серийный выпуск эта модификация не пошла.

Амфибия по индивидуальному проекту

Серийными на ЗИЛ-49061 оказались разве что шины И-159, пятиступенчатая механическая коробка передач ЗИЛ-131 и двигатель ЗИЛ-130 — бензиновый карбюраторный V8 объемом 6 литров. Да и его собирали с особой тщательностью, индивидуально подбирая комплектующие. А в остальном «Синяя птица» — оригинальная модель.

Скелет машины — массивная алюминиевая рама лонжеронного типа. Обернута она в композитный кузов-лодку. Все шесть колес, разумеется, ведущие, с независимой торсионной подвеской и системой регулирования давления, задние вдобавок сделали поворотными. Планетарный понижающий ряд в раздаточной коробке дает в общей сложности 10 передач. Причем тяга разводится по так называемой бортовой схеме с дополнительными редукторами у каждого колеса. С заблокированным межбортовым дифференциалом раздельно буксовать они не могут, так как соединены жестко. Дисковые тормоза также спрятали внутрь корпуса, дополнительно агрегаты герметизируются подачей в картеры воздуха под давлением.

Так у зиловского СКБ получился авиатранспортабельный, относительно легкий (до 9 тонн) вездеход с полуметровым клиренсом и способностью плавать. Чтобы повысить мореходность амфибии, инженеры отказались даже от боковых дверей. Забираться в кабину приходится, как в танк или БТР, — через верхние люки. Впрочем, они довольно широкие, не застрянет и Винни-Пух в теплой куртке. А если нет спешки, на борт можно навесить лесенку, которая в транспортном положении уложена позади кабины.

Медкабинет с низким потолком

По документам ЗИЛ-49061 как раз автобус. Пассажирский отсек вмещает до шести человек, совмещая рабочие посты трех врачей и «больничную палату» на троих. Напомним, ровно столько мест в космическом спускаемом аппарате. Кузов рассчитан на погрузку носилок через люки в корме или со стороны силового отделения (на случай, если «Синяя птица» подбирает людей на плаву). И в лежачем положении ехать в салоне, пожалуй, комфортнее. Машина идет плавно, но раскачивает в этом модуле сильнее. Если сидишь, головой то о крышу стукнешься, то подвесные капельницы заденешь. Увы, низкий потолок стал следствием требований транспортной авиации.

Прочитав анонс этого тест-драйва в инстаграме «Авто Mail.Ru», один из читателей сравнил пассажирский отсек ЗИЛ-49061 с плацкартом. Сходство есть, только не забываем, что этот «вагон» ходит не по рельсам, а ползает по непроходимой тайге или безлюдной степи, где даже землянка сойдет за пятизвездочный отель. А на момент создания «Синей птицы» оснащение модуля считалось передовым: горноспасательные аппараты ГСА-8М, спасжилеты АСЖ-58, лодка, автономная «печка» вдобавок к основной, кондиционер, медицинское оборудование, мочеприемник, запас провианта, примус… Зиловское СКБ сделало все, чтобы история, как с Леоновым и Беляевым, не повторилась. Понятно, техника шагнула далеко вперед, космические корабли сажают с миллиметровой точностью, но «Синие птицы» списывать не спешат — мало ли что.

Поэтому с ЗИЛ-49061 прощаться не станем. Постараемся встретиться с ним, когда сойдет лед, и можно будет спустить амфибию на воду. Если уж не взлетим на «Синей птице», так хоть поплаваем.

Выражаем благодарность Военно-техническому обществу за предоставленный автомобиль и помощь в подготовке материала.

Достоинства и недостатки

Основным плюсом ГАЗ-47 является то, что эта машина полностью соответствует своему предназначению – она способна успешно преодолевать любое бездорожье, пересекать водные преграды и доставлять по назначению разнообразные грузы.

Кроме того, у вездехода есть и другие достоинства:

  1. Простота, надежность и технологичность конструкции. Сказывается то, что многие элементы ходовой части, трансмиссии и управления ГАЗ-47 были «унаследованы» вездеходом от лёгких танков;
  2. Сравнительно небольшие габариты и вес вездехода допускают перевозку его по воздуху с использованием тяжелого вертолета Ми-26 или транспортных самолетов;
  3. ГАЗ-47 может эксплуатироваться практически при любых погодных условиях;
  4. Мощности вездехода достаточно для того, чтобы перевозить не только основной груз, но и прицеп;
  5. ГАЗ-47 способен неплохо плавать – фактически это амфибия.

Из недостатков можно отметить довольно низкий уровень комфорта, отсутствие на первоначальной версии машины жесткого кузова для установки на грузовую платформу, а также значительный расход топлива. Кроме того, при движении по твёрдым дорогам быстро изнашиваются стальные гусеницы.

Мотор за спиной

На водительском месте все настоящее. Хотя сюрприз в другом — настолько комфортно мне еще не было ни в одном советском грузовике! Комплекс «Синяя птица» рассчитан на пару дней автономной жизни. Поэтому, как рассказывают, конструкторам поставили задачу организовать пространство так, чтобы человек за рулем выдерживал 12-часовую «вахту». Похоже, получилось. Индивидуальное кресло с регулировками; руль и педали стоят в правильных местах; понижайка и межбортовая блокировка не кондовыми рычагами врубаются — аккуратными тумблерами; даже давление в шинах выставляется не слепыми «крутилками», как на военной технике, а единым внятным переключателем. То есть инструментарий вроде бы привычный, но продуман много лучше, чем для простых смертных. Шумновато разве что: выпуск выведен на правую сторону за кабину, да и мотор сразу за спиной, как в Ferrari или Lamborghini.

Привод коробки пока не отрегулировали, не все передачи входят четко. Вопрос сноровки, а если уж воткнул ступень — останавливаться не хочется. Педали не сильно тяжелее жигулевских, точка смыкания дисков сцепления ощущается отчетливо, поэтому «Синяя птица» даже под управлением новичка стартует плавно. Газу только побольше надо, силенок 150-сильной зиловской «восьмерки» едва хватает. Она, конечно, раскочегаривает ЗИЛ-49061 по шоссе до 72 км/ч (по паспорту максималка 80), но жрет при этом до 75 (!) литров 92-го бензина на 100 км. Поэтому запас топлива внушительный — два бака по 250 литров каждый.

Шнекоходы ЗиЛ-4904

Данную модификацию конструкторы завода создали в 1972 году. Техника на шнековом ходу могла пройти там, где колесные модели грузли моментально. Кроме того, подобные вездеходы СССР не боялись воды. Единственной проблемой для них стало передвижение по твердой поверхности.

Шнекоход ЗиЛ-4904 получился действительно гигантским. Его масса составила более семи тонн, а длина – восемь с половиной метров при ширине и высоте в 3 м. В самой малой точке дорожный просвет этого «монстра» был не менее метра. Техника работала от двух двигателей, которые в комплекте выдавали мощность в 360 лошадиных сил. Тестирование машины доказало, что она может пройти практически везде. Несмотря на низкую скорость (по воде – 7 км/ч, а по снегу – до 10 км/ч), испытания в целом признали успешными, хотя и этот проект вскоре закрыли.

Другие гусеничные вездеходы СССР

Разумеется, такая страна, как Советский Союз, не смогла бы обойтись всего одной моделью снегоболотохода. Было разработано немало других машин для работы в условиях бездорожья и низких температур. Одним из наиболее известных отечественных вездеходов стал, в частности, гусеничный транспортер-тягач ГТ-Т. Компоновка этой машины, созданной на Харьковском тракторном заводе, такая же, как и у ГАЗ-47, но отличить её от горьковского «коллеги» нетрудно.

Гусеничный тягач ГТ-Т, созданный на Харьковском тракторном заводе

ГТ-Т способен перевозить до двух тонн, то есть в два раза больше, чем ГТ-С, что обеспечивается двигателем в 200 лошадиных сил. Впоследствии грузоподъемность удалось довести до 4 000 килограммов. Серийное производство этого тягача осуществлялось не в Харькове, а на Урале, точнее, на Рубцовском машиностроительном заводе. Кроме того, выпускался ГТ-Т еще и в Казахстане.

Из других моделей можно выделить:

  1. Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т и созданный на его базе антарктический вездеход «Харьковчанка». Исходно предназначался для перевозки крупнокалиберных орудий и оснащался дизельным двигателем от танка Т-34;
  2. ДТ-30 «Витязь». Тяжелый двухзвенный болотоход, созданный в начале 80-х годов. Возможно, лучший из советских вездеходов. Мощность дизельного двигателя – 781 л.с.;
  3. СВГ-701 «Ямал». Совместная советско-канадская разработка для перевозки крупногабаритных грузов весом до 70 тонн на открытой платформе. Изготовлено всего две таких машины, но они обе активно использовались;
  4. БТ-361А-01 «Тюмень». Снегоболотоход, созданный в СКБ «Газстроймашина». Обладает заметным сходством с хорошо известным трактором К-700 «Кировец», но имеет с ним не так уж много общего;
  5. Урал-5920. Вездеходный автомобиль, внешне напоминает обычный грузовик, приподнятый и установленный на гусеничное шасси. Строился в нескольких модификациях, хотя и в незначительных количествах.

После распада СССР разработка снегоболотоходов продолжалась, появилось немало новых моделей, отличительной чертой которых стал повышенный уровень комфорта и установка нового оборудования, намного облегчающего управление гусеничной машиной.

Тяжелый вездеход ДТ-30П «Витязь»

Как выбрать?

Проще всего выбрать детский вездеход. Модели этой категории обязательно должны оснащаться повышенными средствами безопасности. Особой грузоподъёмности от них ждать не стоит, хотя сравнение по этой категории вполне уместно. Для взрослых нужно ориентироваться прежде всего на область применения. Так, одни версии рассчитаны на езду по снегу, другие — по грязи, третьи — по лесу и болоту, четвёртые – по камням и пересечённой местности.

Планируя использовать транспорт для рыбалки, необходимо учитывать способность преодолевать влажную землю, стойкость к брызгам. Умение плавать тоже лишним не будет. Следующие важные критерии:

  • мощность машины;
  • доступность вида топлива;
  • грузоподъёмность, пассажировместимость;
  • возможность езды по автомобильным дорогам;
  • манёвренность;
  • комфортабельность;
  • дальность автономной поездки;
  • устройство органов рулевого управления.

Урал-5920

В конце 1960-х годов в Советском Союзе началось проектирование крупного грузового автомобиля, который мог бы передвигаться в самых сложных условиях. В московском институте НАМИ разработали новейшую конструкцию т.н. вагонного типа, когда стальная рама опирается на две тележки с гусеничной тягой.

Экспериментальный НАМИ-0157БК получил кабину и «раздатку» от Урал-375, двигатель ЗИЛ-375, ЗИЛовские ведущие мосты. Как и задумывалось, машина грузоподъемностью 8 тонн отличалась отличной проходимостью, преодолевала броды до 2 метров глубиной, брала склоны до 30 градусов крутизной. Но самое главное было то, что управлять таким аппаратом мог почти что любой водитель с «грузовой» категорией в правах.

Лишь в начале 1980-х годов грузовик под именем Урал-5920 пошел в производство. Машины собирались буквально поштучно, для нужд сибирских нефтяников и газовщиков. Даже сейчас, спустя десятки лет, для новых снегоболотоходов Урал-5920 есть работа в Сибири.

Модификации

В течение всего периода производства ГАЗ-47 предпринимались неоднократные попытки модернизации вездехода и улучшения его основных характеристик. В частности, была изменена силовая установка, устанавливалось более совершенное оборудование, однако, эти модификации не получили собственного обозначения.

ГАЗ-47Ш – вариант с шахматным расположением опорных катков

Гораздо большей известностью пользовались три явно нестандартных варианта машины:

  1. ГАЗ-47Ш. Вездеход с «шахматным» расположением опорных катков. Ранее такая схема использовалась немецкими конструкторами при создании танка «Тигр». Преимущество – высокая проходимость за счет более равномерного распределения нагрузки. Недостатки, которые привели к отказу от серийного производства ГАЗ-47Ш – частое попадание воды, грязи и мокрого снега в щели между катками с последующим замерзанием, а также значительные трудности при выполнении ремонта;
  2. ГАЗ-48. Вездеход-автобус с цельнометаллическим закрытым пассажирским салоном на 12 мест и новой трёхместной кабиной. Предназначался для перевозки по бездорожью представителей военного командования. Предполагалась установка мотора мощностью в 135 лошадиных сил. В серию эта машина так и не пошла;
  3. ГАЗ-47АМА. Вездеход с особыми гусеницами, включающими в себя вращающиеся катки. Предполагалось, что при движении по дороге эти элементы будут обеспечивать высокую проходимость, а при поездке по обычным дорогам они же позволят набрать высокую скорость. Испытания показали, что эта идея себя не оправдала.

Главной модификацией ГАЗ-47 стал новый гусеничный транспортер – ГТ-СМ, он же ГАЗ-71. По существу, это была уже другая модель вездехода, отличавшаяся как характеристиками ходовой части, так и корпусом. Мощность двигателя составляла 115 лошадиных сил, а наряду с прежним брезентовым тентом, на платформу мог быть установлен жесткий металлический кузов. Кроме того, внутри вездехода оборудованы четыре спальных места.

Впоследствии на базе ГАЗ-71 создано много новых модификаций, некоторые из которых применяются и сегодня.

ГАЗ-71 (ГТ-СМ) – результат глубокой модернизации вездехода ГАЗ-47

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Бензиновые пилы «байкал» Без рубрики
0 комментариев

Карьерные самосвалы белаз 7540 Без рубрики
0 комментариев